Обитатели ночлежки трудоустраиваться не стремятся
(1) 2839 0
Открывшиеся возможности по трудоустройству – когда по некоторым специальностям в очередь стоят уже не за работой, а за работниками - не оставили Нарвский ночлежный дом без постояльцев. Что в очередной раз подтверждает: в любом обществе и при любой ситуации будут находиться люди, о которых общество вынуждено заботиться, не рассчитывая получить что-то взамен.
Александр Морозов, представившийся бывшим машинистом, в свои 39 лет глубокий инвалид.
Умирают реже
В пятом часу вечера во дворе Ночлежного дома жгут костер и греются другим, не менее эффективным способом, несколько мужчин. Бревно, на котором расположилась компания, отполировано до блеска. Приятели и не скрывают, что постоянно коротают время вне стен ночлежки именно таким способом.
- На улицу нас отправляют в 7 утра, в любую погоду. Впускают обратно в 7 вечера. Целый день на улице… В общем, без сугрева никак.
Нащупав тему для общения, охотно делятся тяготами своей жизни. Кормят в ночлежке 2 раза – утром и вечером дают по бомжпакету. Так здесь называют макароны быстрого приготовления. Хлеба выдают «как блокадникам». Белье недавно выдавать перестали, одежду народ добывает сам. Деньги есть только у инвалидов, для остальных до нынешней осени средством к существованию было пособие по бедности, которое выплачивал нарвский Социальный департамент. Больше не выплачивает.
Спиртное, как правило, покупается на выручку от сдачи бутылок и металла. Работать? Да, вот он пробовал. Ездил в Таллинн. Зарабатывал 5 тысяч крон, 5 тысяч надо отдать за квартиру. Иногда на работу нанимают прямо на месте, предлагают подхалтурить: 100 крон в день. Есть еще более циничные предложения: тарелка супа, пачка сигарет.
«Нашим здоровьем никто не занимается, поэтому все мы тут поголовно инвалиды. Но здешнему начальству это не мешает отправлять нас на уборку двора. С ним не поспоришь: чуть что не так, наказание. Могут даже на несколько суток выставить вон. Я по лету две недели в будке ночевал».
Нет особого смысла перепроверять услышанное. Тем более, что директор ночлежки Сергей Николаев и не спешит вступить в дискуссию со своими незримыми оппонентами. Даже в чем-то с ними согласен, например, насчет скудного питания. Директор говорит, что двухразовое питание ночлежка должна обеспечить, имея в день приблизительно на 50 человек... 143 кроны.
- Когда мы только открывались, в нашем бюджете на питание было отведено на год 290 000 крон. Сейчас - 52 500 крон.
Тем не менее, считает Сергей Николаев, учреждение работает в нормальном режиме. Директор считает определенным прогрессом в работе Ночлежного дома то, что прошлой зимой 4 месяца он работал в круглосуточном режиме и его клиенты могли не покидать помещений. И то, что нынешним летом ночлежка имела возможность не уходить в коллективный отпуск, то есть не закрывалась вообще. Хорошим признаком считает С.Николаев и то, что в нынешнем году в их заведении было всего 4 смерти. В 2005, например, только из постоянных клиентов ночлежка лишилась около 20 человек.
- Наша задача - убрать асоциалов с улиц, с тем, чтобы они не пересекались с обычными горожанами. В то же время это и возможность поддержать на приемлемом уровне жизнь самих асоциалов. Предполагается однако, что житель ночлежки должен приложить собственные усилия к своему жизнеобеспечению. Для большинства это не составляло бы большой трудности, поскольку они получают пенсии, например, по инвалидности. Беда в том, что деньги у наших постояльцев не задерживаются.
Работник до первой оплаты
- 90 процентов нашего контингента – хронические алкоголики, - говорит Сергей Николаев, врач по образованию.- Изменения в социальном портрете со временем произошли только в части возраста. Если на момент открытия Ночлежного дома средний возраст наших постояльцев был 52 года и выше, то сегодня 42-44 года. Появились уже и 18-20-летние асоциалы. Они, конечно, не алкоголики – по той простой причине, что за столь короткое время употребления спиртного симптомы алкоголизма у них еще не развились. Появились в Ночлежном доме первые «действующие» наркоманы, есть больные СПИДом.
«Помолодел» Ночлежный дом , отмечает его директор, в связи с тем, что и его коснулось такое явление, как преемственность поколений. В данном случае, поколений асоциалов. «Посмотрите списки: сколько в них одинаковых фамилий. Сегодня мы имеем дело с детьми и даже внуками наших первых клиентов».
К сожалению, не сумев передать своим потомкам даже мало-мальской крыши над головой, «люди вне общества» передали им свой образ жизни. И если в 90-е годы в ночлежный дом прибивались люди, опустившиеся под влиянием целого комплекса внешних обстоятельств, то сегодня появились асоциалы «по убеждению». Хотя ночлежку они и называют тюрьмой, их свободе – от всех и вся - сгоряча можно даже позавидовать. Работа за минималку их абсолютно не вдохновляет, а тех, кто именно таким способом и обеспечивает себе средства к существованию, они, мягко говоря, не понимают.
Но если человек окончательно не махнул на себя рукой, мысли о работе он все же не оставляет. По-настоящему хорошей вестью оказалось для нас трудоустройство нашего нового знакомого Андреса, автослесаря по специальности: освободившийся какое-то время назад из тюрьмы, он, похоже, решил вопрос и с социальным жильем, и с работой. Однако спешить радоваться в этом деле стоит поостеречься, - советует нам директор Ночлежного дома.
- Интерес к нашим клиентам со стороны работодателей в последнее время наблюдается. Пыталась наладить сотрудничество и биржа труда. Но ощутимых успехов нам добиться не удалось. Как правило, наши люди работают до первой оплаты. Из 8-10 сделавших попытку трудоустроиться сохранить за собой рабочее место на сегодня не удалось никому.
В Таллинне нашедших работу поощряют
По этой причине директору Нарвской ночлежки кажутся малоперспективными нововведения его таллиннских коллег, озаботившихся расширением социальных жилых домов, организованных по типу общежитий, где могли бы жить бездомные, нашедшие работу.
- Наши бывшие клиенты теряют социальное жилье через одного, - объясняет С. Николаев,- все же у нас они находятся под строгим присмотром, мы не позволяем, например, появляться в крепком подпитии. А в общежитии они уже чувствуют себя гораздо свободнее, что многих доводит до беды. Кроме этого, за комнату в общежитии нужно платить...
Полная социализация клиентов Ночлежного дома случается чрезвычайно редко. Хотя в некоторых вопросах (например, легализации асоциалов) учреждением уже отработана целая система. Как правило, толчком для возвращения к нормальной жизни становится встреча с представителем противоположного пола, способного стать положительным примером для приглянувшегося ему человека.
Самый эффективный способ сокращения клиентуры Ночлежного дома в таком случае – не допускать, чтобы человек попадал сюда вообще. В то же время за последние 1,5 года наметилась тенденция ее роста. Человек 5 пришло в результате выселения из Усть-Наровского дома престарелых. Активно пополняют ряды асоциалов люди с психическими расстройствами ( специальных учреждений для психохроников в стране катастрофически не хватает). Пока для директора ночлежки остается неясным, почему среди его клиентов растет процент женщин. Но из всех здоровых реакций, которые с переменным успехом помогают им оставаться женщинами, бесспорна одна - желание украшать свою комнату цветами.
Татьяна Завьялова
www.prospekt.ee
Нарва
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
10.11.2007 20:25