Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 1313

0 пользователей, 1313 гостей

«ГЕОРГ»: жизнь, ставшая легендой (2) 3240 0

Эти заметки я пишу по первым впечатлениям. И знаю: что бы ни было написано или сказано о фильме «Георг», публика все равно будет ломиться на него. В России, думаю, он тоже будет иметь успех. Люди помнят и любят Георга Отса.



Российская актриса Анастасия Макеева сыграла роль супруги Георга — Асту Отс.
Большие ожидания

Наверное, я ожидал слишком многого. Надежды были связаны с харизматичностью Марко Матвере (Георг), красотой и очарованием российской восходящей звезды Анастасии Макеевой (Аста), загадочной бесовщинкой, исходившей от латвийского актера и лидера группы Brainstorm Peнарса Кауперса (Цезарь). И, конечно, с профессионализмом и опытом режиссера Пеэтера Симма и оператора Рейна Котова.

Никто из них не разочаровал. Разве что Кауперс. Да и то не по своей вине.

То ли оттого, что фильм — копродукция с Россией и немного с Финляндией, а тот, кто больше платит, тот и музыку заказывает, то ли создателям картины приходилось резать по живому, чтобы уложиться в формат, только многое из того, что поначалу кажется заявленным ярко, дерзко и неожиданно, размывается, становится не­определенным. В том числе образ Цезаря.

Ожидалось, что Цезарь станет черным человеком Георга; тенью, следующей за героем, — как в сказке Андерсена. Но из странного и порочного балетного юноши он превращается в одного из многих лиц в свите героя. В пылинку из хвоста кометы.

К исполнителям — никаких претензий. Пеэтер Симм недаром считается актерским режиссером: в фильме много отличных актерских работ. От Тыну Карка и Элле Кулль (Карл и Лийдия Отс) до сыгравших эпизодические, но очень важные в структуре картины роли Марии Кленской (подруга матери Георга), Евгения Гайчука (режиссер театра «Эстония» Винер), Александра Окунева (офицер госбез­опасности) и др.

Оператор Рейн Котов как всегда на высоте.

Чисто кинематографические, постановочные приемы очень убеди-тельны. Плавный пере-

ход черно-белых кадров (хроникальных или обработанных под хронику) в цветные — ход не новый, но здесь он прекрасно работает.

Впечатляют две сюжетные рифмы. История с камерой от автомобильной шины, которую отец дал Георгу перед посадкой на пароход «Сибирь» и уцепившись за которую спаслась Аста (судьба словно связала их этим куском резины еще до знакомства). И финал той линии, которая связана с вербовкой героя органами гос­безопасности.

Герой стряхивает с себя дьявольские путы КГБ, сказав в микрофон, что простого солдата из Эстонского художественного ансамбля госбезопасность могла запугать, но народный артист СССР и депутат Верховного Совета Георг Отс работать на нее не станет.

Правда, в этом кадре Георг называет гэбэшное начальство «мистером Икс», а кадр о съемках фильма «Мистер Икс» следует позже. Надо бы поменять местами эти эпизоды... Тем более что композиция картины поз­воляет.

Слабое звено

Cлабое звено «Георга» — сценарий Мати Пыльд­ре и Александра Бородянского, основанный на мемуарах Асты Отс. (Авторы подстраховались подзаголовком «Рассказ жены баритона», оговорив свое право на субъективность и вымысел.)

Но... опираться на них — все равно что ставить фильм о Нельсоне по мемуарам леди Гамильтон (если бы они были написаны). В фильм вошли бы во всех подробностях их встречи, любовь, размолвки... и очень мало — о флотоводческом гении Нельсона и его гибели в Трафальгарской битве.

Сравнение это пришло оттого, что, как сказано в монологе Асты, ее не пустили на похороны Георга. Как Эмму Гамильтон — на отпевание Нельсона в Вестминстерском аббатстве.

В сценарии почти нет голливудских штампов на тему The Star Is Born (первые неудачные попытки пробиться, неожиданный шанс, выпавший из-за болезни признанного солиста, фантастический успех, гром аплодисментов). Разве что Карл Отс отговаривает сына от певческой карьеры (зритель, не знающий, что поначалу голос Георга Отса считался слабым, хотя и красивым, может подумать, что отец ревнует к успехам сына). Зато много невнятицы и иллюстративности.

Разумеется, любое про­изведение искусства — в той или иной мере fiction.

Ровно два года назад на сцене Горхолла шел мюзикл «Георг», поставленный Андрусом Ваариком по либретто Урмаса Вади.

Мюзикл был в своем роде идеальным образцом театральной пошлости. Фантазия Вади разгулялась до неприличия. В мю­зикле действовала целая шайка агентов КГБ, вьющаяся

вокруг героя, Хрущев и Крупская валялись в постели, а в финале Георга похищала русалка.

Но тем не менее у многих зрителей слезы наворачивались на глаза. Они попадали в плен возникшей в их собственном воображении легенды.

А Марко Матвере был великолепен. Созданный им образ благородного, замкнутого и одинокого артиста фактически с очень небольшими поправками перешел в фильм. Вот только сдается, что картина снята не о Георге, а об Асте.

Женщина, стоящая рядом

В мюзикле Аста воплощала разрушительное, враждебное герою, начало. С ней входила в спектакль стихия цыганского табора, беспорядка, неустроенности. В фильме она — героиня, от ее лица ведется рассказ. И... более сильная личность, чем Георг.

Анастасия Макеева переигрывает Марко Матвере. И не потому что он как артист слабее. Играть красивую, эротичную, полную страстей и амбиций стерву (или, если угодно, женщину, всеми силами пытающуюся доказать, что она — ровня стоящему рядом мужчине) куда интереснее, чем героя без страха и упрека.

Великого мужчину создает великая женщина. Аста верила в этот миф. В фильме, правда, он никак не подтверждается — разве что одной-единственной сценой, в которой Аста популярно излагает Георгу (поначалу чувствовавшему себя на сцене несколько скованно) элементарные основы системы Стани­славского.

Самые выигрышные эпизоды отданы Асте. В кадрах, где она напивается в хельсинкском отеле и Георг вынужден запереть ее в ванной, в сцене, где она ставит на место презирающих «цыганку-вертихвостку» дам из окружения Лийдии Отс, наконец, в истории московской поездки Георга «в гости» к Хрущеву зритель несомненно на стороне гордой (хотя и взбалмошной) Асты.

Георг Отс стал легендой — как человек огромной силы воли. Он знал, что обречен, но не хотел мириться с неизбежным. Сыграл в фильме-опере «Кола Брюнь­он». До последних дней работал над постановкой оперы Моцарта «Дон Жуан». Стремился успеть сделать все, что требовал талант.

Несколько минут трагедии


Он был пленником своего дара... и тех обстоятельств своей жизни, которые, возможно, до конца еще не прояснены. Да и надо ли прояснять?

Год назад на пресс-конференции я спросил Марко Матвере, каким он видит своего героя.

«Его трудно описать несколькими словами, — ответил Марко. — Он был не просто выдающимся артистом, он был Великой Личностью. Англичане таких называют не star, a celebrity — благословенный. Но если хотите ключ к образу, то вот он: несгибаемость! Сквозь все испытания, которые подсовывали ему и неумолимый ход Истории, и обстоятельства личной жизни артиста, Георг Отс прошел, ни разу не согнув спину, чисто и с достоинством».

Наверно, лучшим сюжетом о Георге Отсе был бы рассказ о его последних годах, о заранее проигранной героической борьбе со смертью. (То, что в фильме занимает несколько последних минут.)

А прошлое давать флэшбеками. Как воспоминания героя.

Фильм

«Георг»

Режиссер Пеэтер Симм

Оператор Рейн Котов

В ролях: Марко Матвере, Анастасия Макеева, Ренарс Кауперс, Тыну Карк, Элле Кулль, Мария Кленская,

Рейн Оя, Александр Окунев, Евгений Гайчук и др.

Lege Artis Film / Allfilm, Эстония, 2007 г.

http://rus.postimees.ee/071007/glavnaja/kultura/23372.php

Разное Прямая ссылка Добавил: Vitaly 13.10.2007 02:02

|


Комментарии

  • Гость

    Rail 13 октября 2007 г. 12:19:00 Ссылка

    Да, красивых и талантливых женщин нет в Великой Эстонии. Приходится заимствовать у грубых и необразованных.

  • Rush24

    Rush24 14 октября 2007 г. 14:01:54 Ссылка

    ничего себе коммент 0-.

  • Добавить комментарий