В раскопках заняты в основном ученики различных нарвских школ, студенты НКТУ и Тартуского университета, другие нарвитяне. Всего на объекте успело потрудиться примерно двести человек, одновременно работало до ста.
Только на первом этапе, когда снимали позднейший послевоенный слой, использовалась техника. Все остальные слои были выработаны лопатами, большими и маленькими. Иногда в ход шли щеточки. Объем сделанного, конечно, производит впечатление, но в масштабах исторической части города исследован совсем незначительный участок.
Что нашли?
В основном искатели занимались грунтом, относящимся к постройкам конца 17 века, то есть биржи и прилегающих строений. Также исследовали средневековый слой, который в данном месте, по словам руководителя раскопок археолога Айвара Крийска, достаточно скромный – не более 50 сантиметров, в то время как, например, в Пярну, он достигает трех метров.
Найдены орудия труда, фрагменты керамики, кости животных, фрагменты предметов быта. Обнаружено около 30-ти монет, от средневековья до середины 20 века. Из нарвских недр извлечен один предмет каменного века – фрагмент гребенчатой керамики, примерно 3 тысячи лет до нашей эры.
Осенью “Кренгольмский проспект” рассказал о нескольких десятках пустых бутылок, винных, водочных, коньячных, пивных, второй половины 19 – первой половины 20 веков, найденных в засыпанном землей подвале какого-то уничтоженного в войну мелкого строения между ратушей и биржей. Старинные бутылки с гербами по нынешним временам – вполне себе раритет.
На вопрос об “особенных находках”, представляющих особенный интерес, Айвар Крийска отвечает, что в данном случае ничего такого найдено не было.
“Уникальные находки, конечно, всегда производят впечатление, привлекают всеобщее внимание. Но историю делает в основном другой материал, не особенно эффектный, но рассказывающий о повседневной жизни. Чем занимались, чем ели, из чего. Уникальные предметы, как правило, ломают ход раскопок, тормозят. Так что не всегда это хорошо”, - рассуждает Айвар Крийска.
Что дальше?
Пока выставку, представляющую все находки нарвитянам, организовывать не собираются. Несмотря на то, что раскопки заканчиваются, работа продолжается. “Нужно заниматься материалами, писать отчет, у меня есть полгода на это. Планирую издать небольшую книгу об этих раскопках. Надеюсь, она будет доступна всем нарвитянам”, - сообщает господин Крийска.
Говоря о перспективах археологических исследований в Нарве, Айвар Крийска отметил, что у нас еще много перспективных районов, но чтобы изучить их, нужны серьезные средства. В данном случае раскопки обязательны по Закону об охране памятников, так как там скоро развернется строительство. Если в Нарве соберутся еще что-то строить в исторических местах, исследования продолжатся. “Эти раскопки – самые крупные сейчас в Эстонии. Мне пока хочется разобраться окончательно с ними, ничего не планируя, - признается Айвар Крийска. – Организация столь масштабных работ – очень трудоемкое дело. Причем много административной работы, с составлением договоров и так далее”.
Не только наука, но и заработок
В целом Айвар Крийска доволен тем, как нарвитяне поработали на науку, хотя признает, что не обходилось без конфликтов производственного характера: кто-то хотел трудиться, кто-то нет. Ход раскопок контролировали специалисты, и все делалось в результате достаточно профессионально. Айвар Крийска убежден, что ничего особенного пропущено не было. “Рядовые работники получают на раскопках от 16 до 20 крон в час”, - сообщает Айвар Крийска.
Может, оставить колодец?
Скоро должно начаться строительство нового здания колледжа, и открытые пока старинные фундаменты будут фактически уничтожены. Раскопки завершатся разрушением некоторых фрагментов стен, ради науки, конечно. Исчезнет и колодец, 18 века, а возможно, 17 века, найденный на данной территории. В нем, кстати, было найдено немало монет, керамики. Жалко, конечно, его закапывать. “Возможно, у колледжа будет какая-то позитивная программа по сохранению колодца, возможно, каких-то других исторических остатков строений. Все-таки в Нарве мало осталось исторических объектов, и все древнее в цене”.
Роман ВИКУЛОВ
prospekt.ee