Вот тут статейку нашел. Какойто мужик пишет. Кто служил пусть ответ, что тут так, а что гон.
Армия.
Первое, что удивляет это то, что попасть в эстонскую армию не составляет большого труда. Достаточно написать письмо на адрес той или иной части с просьбой предоставить возможность ознакомиться с жизнью и бытом армии и после короткого рассмотрения тебе присылают ответ, в котором указывается время посещения и телефон того, кто встретит.
…Вообще в Эстонии сталкиваешься с тем, что здесь чиновники изначально расположены не слишком изыскивать причины для тех или иных отказов. Если все формальности соблюдены и документы соответствуют, то обычно следует положительное решение.
Охранный батальон расположен в бывших советских казармах недалеко от центра Талина. У ворот КПП, где несут охрану солдаты «кайтселит» - военизированной добровольческой организации, меня встретил военный комендант Талина лейтенант Мадис Морель. В одном лице Мадис совмещает и комендантскую службу и разведку – он закончил разведфакультет военной академии США и пресс-службу, сопровождая меня в экскурсии по батальону.
Лейтенант приветлив и добродушен. В армии он после окончания исторического факультета университета. Но до службы в эстонской армии успел отслужить ещё в Советской армии во внутренних войсках и даже побывать в 1988 году в «горячей точке» в Карабахе.
Всего в сегодняшней эстонской армии служит сегодня 3800 человек (Армия 3300, Флот 300, Воздушные силы 200), из этого числа 1500 являются призывниками. Кроме армии есть ещё так называемая Добровольная Лига Защиты «Кайтселийт» насчитывает до 8000 вооружённых добровольцев. По планам эстонского руководства армия должна со временем быть развёрнута до 16 000 военнослужащих.
Сейчас в составе Сухопутных сил находится шесть различных батальонов, артиллерийская группа и центр войсковой разведки.
Служба в Эстонии по призыву, но отбирается на службу лишь небольшой процент. Из 8 – 10 тысяч призывников на службу идут лишь около 1000. Поэтому существует своего рода конкурс. Берут только тех, кто выразил желание служить и соответствует высоким физическим стандартам. Поэтому попасть в армию – престижно. Служба открывает целый ряд перспектив особенно при отборе на государственную службу. Стать офицером, не отслужив срочную службу не возможно…
Внешние отличия бросаются не слишком. Обычная армейская рутина. Разве что форма иная и оружие другое. Хотя и это при ближайшем рассмотрении оказалось не совсем так. Основным оружием эстонского охранного батальона оказалась одна из модификаций израильской штурмовой винтовки «галил», созданной на основе конструкции автомата Калашникова и даже внешне немного её напоминающая. Кроме винтовок на вооружении эстонской армии находятся лёгкие израильские пулемёты «негев» той же конструкции и более тяжёлые немецкие пулемёты «МГ-3», есть снайперские винтовки – опять же израильского производства и несколько десятков американских карабинов «М-14» для почётного караула, выставляемого у дворца президента.
Камуфляж эстонской армии напоминает по расцветке – советский десантный камуфляж чешского производства конца 80-х, но несколько иного покроя. Амуниция стандартная натовская.
Бывшая советская казарма переоборудована под натовский стандарты. Главное их видимое отличие в большей «интимности» жизни солдата. Вместо общей казармы – небольшие - на 8 человек комнаты, которые к тому же запираются на ключ при уходе на учёбу или какие-либо работы. (На моё сугубое капитанское ИМХО - сие не есть очень уж комфортный вариант. Выигрыш в "интиме", но минусы тоже есть и не маленькие - ночёвка в небольшой комнате в восьмером - 8 тел, 8 пар ботинок и носков, белья - ещё то "удовольствие", а в жару или холод - тем более. Большая казарма в этом случае куда гигиеничнее...)
...Лейтенант Морель пояснил, что солдат не привлекают к хозяйственным работам. Точнее «почти не привлекают», так как и на кухне и на хозяйственной территории я увидел нескольких солдат в зелёных робах - рабочей форме, которые помогали поварам и что-то ремонтировали во дворе.
Кроме запирающейся комнаты у каждого солдата есть личный шкаф для вещей, который так же запирается на ключ. Ещё одна деталь – бросившаяся в глаза это то, что перед тем как войти в комнату офицеры всегда стучатся.
Но вне комнаты царит довольно строгая субординация. Солдаты и офицеры лихо «козыряют» друг другу и даже небольшая разница в званиях всегда видна чётким приветствием.
В остальном - казарма как казарма.
Комната дежурного при входе, дневальные на этажах, оружейные комнаты, туалеты. Всё чисто, ухожено и привычно пахнет армией – недорогим мылом, кожей, сапожным кремом и казённым грубым бельём.
Правда, Морель обратил моё внимание ещё на одно отличие – комнату военного капеллана. В состав каждой части входит военный капеллан. Насколько я понял из объяснения, все капелланы католики, но каждый из них обязан уметь «работать» с солдатом любой другой веры и отправлять обряды всех основных конфессий – католической, протестантской, «восточной - ортодоксальной» так называют здесь православную церковь, мусульманской и иудейской. Такая «всеядность» капеллана меня, честно говоря, рассмешила. Натовский принцип «универсальности» применительно к религии выглядел откровенной профанацией.
Среди солдат есть и русские.
По словам Мореля, проблем с ними не больше чем с эстонцами.
- Мы сразу объясняем русским солдатам, что наша маленькая армия никак не может угрожать России. Россия огромная ракетно-ядерная держава с большой мощной армией. Наша мощь просто не сопоставима и потому Россия не является нашим противником в том смысле, в котором это всегда насаждалось, например, в США. – рассказывает Морель – Но мы говорим, что долг каждого мужчины научиться защищать свой дом, свою семью, свою землю. Кроме противника на войне есть ещё бандиты, террористы, экстремисты. И в этом случае служба это своего рода университет, который позволяет всему этому научиться. Обычно, это снимает все вопросы.
Все армейские уставы имеют русский перевод, но команды отдаются только на эстонском языке.
Конечно, мне захотелось услышать мнение русского солдата, но в день моего посещения никого из русских в батальоне не оказалось, и встретиться с русским солдатом удалось только на следующий день. Игорь служит в одном из армейских батальонов.
- Почему пошёл в армию? А что дома делать? В двухкомнатной квартире нас пятеро. Родители, бабушка и я с сестрой. Вариантов разъехаться нет. А после армии, если устроюсь на службу по контракту, то смогу взять кредит на постройку дома.
Служить нормально. Этакий скаутско-спортивный лагерь. Немного игры в «следопытов», немного «войнушки» и муштры. Если любишь природу, спорт, прогулки – вполне можно служить.
- А если война?
- Смотря с кем? Я русский, но я не гражданин России. Она на нас с прибором положила. Но воевать против России я - ясен пень! - не собираюсь Защищать семью - одно дело, а убивать людей из интересов государства или ещё хуже за дядю Буша не буду. Поэтому и в Ирак не поеду.
Вы поймите, армия нужна Эстонии только как символ государственности, какое же это государство без армии? Но защитить это государство она не способна. Так, что для нас это только как некая ступенька в карьере или социальной лестнице.
То, что армия Эстонии существует лишь как государственный институт, но не является серьёзной военной силой, сегодня острая тема для дискуссии в эстонском обществе.
Но есть в Эстонии и «ястребы», которые требуют резкого увеличения военных расходов, развёртывания национальных вооружённых сил, строительства военных баз НАТО.
Интересная деталь. С одной стороны большинство населения выступают против втягивания Эстонии в дорогостоящую гонку вооружений, но при этом до четверти эстонцев сообщили при опросе, что поддерживают цели и задачи «Кайтселийт» - добровольческой полувоенной организации «защиты края», которая готовит своих членов к ведению партизанской войны на своей территории…
Начальник единственной на весь центральный регион Эстонии гауптвахты женщина. Старший фельдфебель Наталья Лоруп. Она не молода – через два года её ждёт армейская пенсия, о которой, как мне показалось, она говорила с большой грустью, но подтянута и собрана. По её словам солдаты, посаженные на «губу» чаще всего её называют «мама Наташа» и для них она скорее капеллан чем символ власти и наказания. Многие хотят выговориться. Гауптвахта оборудована в подвале одного из зданий. Несколько камер отдельно для солдат и для офицеров. Солдатские – закрываются, офицерские имеют свободный выход. Основная причина попадания на гауптвахту опоздание из увольнения. Оно в эстонской армии обязательное для всех, кроме дежурных с вечера пятницы до утра понедельника. Вторая причина – употребление спиртного на службе. Неуставных отношений в эстонской армии, по словам всех с кем мне пришлось пообщаться, не существует.
…Когда я уже собрался покинуть расположение батальона, я обратил внимание на то, что у некоторых солдат на левом плече была нашивка с государственным флагом, но у большинства она отсутствовала. На мой вопрос о причине такого разнобоя лейтенант Мадис Морель пояснил, что нашивку могут носить только те солдаты и офицеры, кто побывали в командировках за границей. И я сразу вспомнил, что в Ираке сегодня служат под началом американцев 45 эстонских солдат и офицеров. 2 солдата за это время погибли.
Как участие в этой войне согласовывается с миролюбием эстонцев, о котором говорил мне лейтенант Мадис Морель, мне, честно говоря, было не очень понятно…
0 пользователя(ей) сказали спасибо: