Успешный инвестор, месячный доход которого составляет примерно 8000 евро, тратит из них на налоги такую же долю, что и пенсионер – чуть более 15%, в то время, как у средней семьи на это уходит почти половина дохода. Предприниматели скрывают почти 62% своего дохода, а большинство владельцев роскошных автомобилей стоимостью в 50 тысяч евро, официально зарабатывает лишь минимальную зарплату, т.е. 400 евро в месяц.
Налоговый рай
«Основное отличие нашей налоговой системы заключается в том, что в наши дни мы не облагаем состояние богатства, - отметил бывший руководитель Налогово-таможенного департамента, а теперь председатель правления АО IMG Konsultant Ардо Оясалу на конференции «Налоговая среда Эстонии в 2020 году». – Эстонское государство сейчас облагает налогами, в первую очередь, доход и потребление. Налогообложение собственности близко к нулю. Это и привело к ситуации, когда под самым большим налоговым бременем кряхтят обычные наемные работники, а те, кто получают наибольший доход, живут, как в раю, причем, налоговом!».
Оясалу сопоставил пять условных домохозяйств: чета пенсионеров в приватизированной квартире; едва сводящая концы с концами молодая семья, живущая в съемной квартире, причем мать с ребенком сидит дома; молодая семья с одним ребенком, получающая среднюю зарплату, которая ежемесячно платит взносы по жилищному кредиту; успешная семья, в которой один из родителей получает зарплату руководителя, а другой – предприниматель; успешный инвестор, получающий плату члена правления и доход с инвестированного капитала.
«Очень небольшую часть дохода – около 15% платит в качестве налогов семья пенсионеров, и это – нормально, - сказал Оясалу. – Но то, что успешный инвестор, чей месячный доход достигает 8000 евро, платит налогов тоже чуть более 15%, уже вызывает вопросы. Средний класс примерно половину своих доходов отчисляет на налоги. Такова сегодняшняя реальность нашей налоговой системы».
Бедный собственник
Но то, что официальная налоговая нагрузка на богатых в Эстонии вдвое ниже, чем обычного наемного работника, это еще полдела, несправедливость ситуации усугубляется еще и тем, что предприниматели утаивают примерно половину своих доходов, обманывая государство и общество.
Аналитик министерства финансов Мадис Абен ссылался на исследование, согласно которому большая часть предпринимателей фактически полученный доход не декларирует, а потому не платит с этого дохода налоги государству.
«Домохозяйства, получающие предпринимательский доход, согласно исследованию, не декларировали 62% полученного дохода, - утверждал Абен. – С точки зрения государства, существенно недооценены доходы определенной группы людей, остающиеся неизвестными как департаменту статистики, так и налоговому ведомству».
Из проведенного Банком Эстонии исследования выяснилось, что доход занимающихся предпринимательством и получающих предпринимательский доход семей надо умножать на 2,6, чтобы получить равную с домохозяйствами наемных работников долю расходов на питание от общего дохода.
Второй приведенный Абеном курьезный пример заключался в статистике, согласно которой большинство покупателей роскошных автомобилей представляет себя государству в качестве чрезвычайно бедных людей. Из предпринимателей, которые допустили покупку на фирму сверхдорогих автомобилей, стоящих в районе 50 тысяч евро, значительная часть, по их собственным словам, зарабатывают в месяц едва 400 евро, т.е. получает минимальную зарплату.
Абен отметил, что 60% новых легковых автомобилей регистрируются на юридические лица, а из автомобилей самых дорогих марок и моделей юридическим лицам принадлежат аж 85%. Все это делается с целью получить от государства обратно почти 25% налога с оборота. Дело в том, что до 1 декабря 2014 года предприниматель мог затребовать у государства полностью возврат налога с оборота на все расходы, связанные с оформленным на юридическое лицо автомобилем – покупку, аренду, топливо, мытье, принадлежности и пр.
В 2014 году в Эстонии поставлены на учет и 52 новых мотоцикла, из которых две трети стали «производственным вводом» для юридических лиц. Аналитик считает естественным, что производственные вводы фирм должны быть в интересах экономики освобождены от налогообложения. Но вопрос состоит в том, с какого момента легковой автомобиль перестает быть производственным вводом и становится товаром частного потребления, который, согласно добрым потребительским обычаям, должен облагаться не только налогом с оборота, подоходным и социальным налогом, но и платежами по страхованию от безработицы.
Теперь принадлежащие фирмам легковые автомобили все-таки уже обложены дополнительно налогом с оборота.
Облагать богатство
По мнению Оясалу, мы, несмотря ни на что, должны начать облагать налогами имущество. Налог на землю, считает он, нужно заменить налогом на недвижимость и начать облагать также легковые автомобили. «Налог на землю – рудимент ХVIII века, утверждает он, - когда земля была основным средством производства и с ее помощью создавалась вся прибавочная стоимость. Сегодня, как известно, крестьянину еще доплачивают, если он обрабатывает землю. Поэтому земельный налог бессмыслен. Облагать нужно, в первую очередь, имущество, исходя из его стоимости».
При этом Оясалу предлагает увязать социальный налог с числом детей в семье, поскольку налоговая система должна реально содействовать и поддерживать расширение налоговой базы в виде прироста людских ресурсов. Если мы этого делать не будем, то скоро получим государство, в котором налоги существуют, а налогоплательщиков нет. Чем больше детей, тем меньше должна быть нагрузка родителя социальным налогом. А вот родителей с небольшой пенсией их дети должны были бы сами поддерживать, платя более высокий социальный налог. В таком случае социальный налог стал бы реально действующим, а не дополнительным приложением к подоходному налогу.
Абен предложил также введение прогрессивного налога на автомобили, увязанного со стоимостью автомобиля. «Я считаю, что это сдвинуло бы нашу налоговую систему в сторону большей справедливости и в большей степени сделало ее основой платежеспособность», - сказал он. Кроме того, Абен посоветовал для ясности системы ввести лишь один налог на рабочую силу, который сочетал бы в себе подоходный налог, социальный налог и платежи по страхованию от безработицы.
Институт конъюнктуры: потребители не выиграли от низких цен на молоко | Эстонские фермеры массово продают коров в Польшу
Бл***ь, да введите вы уже полноценный прогрессивный подоходный налог. Сделайте его до 40% как во франции. Пусть мать-одиночка с зар. платой 400 евро платит 15%, а сраный вкладчик с з.п. 8000 - 40%. Вот где справедливость. И пусть не одна сволочь не смеет говорить "на что учились, то и заслужили".
С**а, воспитатели минималку получают, а должны успевать за двадцатью орущими, бегающими, малолетними детьми приглядывать, когда семья из папы, мамы, бабшек и дедушек порой не может за одним полноценно уследить. А зато папа в такой семье разъежает на тачке за 50 кусков, и получает в месяц по 6-8к.
Справедливо??
А толку? Можно и 99% налог ввести, просто самые "умные" числятся безработными или на минималке…и наказать их невозможно, т.к. они как раз и вертят нашими "народными избранниками" как хотят. В таких случаях работают только тоталитарные методы типа "опричнины", т.е. привлечение к ответственности, невзирая на статус. Но в нашем псевдодемократическом обществе это невозможно.