В конце прошлой недели, 12 июня, на нарвском прибрежном променаде торжественно открыли скульптурную композицию «Львиный прайд», автором которой является известный эстонский скульптор Айвар Симсон.
Установленная на так называемой Шведской террасе променада композиция со львами (всего их восемь) – знак того, что Нарвский променад наконец приобрел свой окончательный, практически завершенный вид. Хотя, строго говоря, сроком окончания проекта по строительству нарвского прибрежного променада числится август 2015 года, но оставшееся время пойдет на разнообразные дополнительные работы — укрепление стен бастионов, дренаж у сцены Дальберга...
Вообще же львиное семейство, поселившееся наконец на нарвском променаде, имеет свою непростую историю. В конкурсе на создание нарвских львиных скульптур в 2011 году победили молодые студенты-архитекторы. Однако по ряду причин их задумка так и осталась неосуществленной. И тогда вновь рассмотрели предложение маститого и знаменитого Симсона.
- Вас не задевает, что в конкурсе идей вы все же заняли второе место, уступив первое молодым и малоизвестным архитекторам? - спросили на открытии променада у Симсона журналисты.
- Нет, не задевает, - спокойно ответил мастер.- Я же профессиональный скульптор и сразу видел, что их проект невозможно осуществить. У ребят было просто недостаточно опыта, чтобы это понять.
Вообще же, признается Айвар, львов он мечтал сделать из бронзы или гранита. Но по условиям конкурса их надлежало выполнить из бетона.
- Из него львы и сделаны, но покрыты специальным составом, - поясняет автор. – Он морозоустойчив, прочен, не травмоопасен – дети, взобравшись на львов, не соскользнут; немаловажно и то, что на ощупь материал не холодный. Полгода искал это покрытие, обнаружил в Германии.
- Вы довольны результатом?
- Очень! – сразу отвечает Айвар. – Особенно, когда увидел, что дети тут же облепили львов, как только с них сняли защитную пленку. В принципе удалось воплотить все, что и было задумано.
Айвар Симсон – родом из Ида-Вирумаа. Родился и вырос в Йыхви. Отец – шахтер, мать – бухгалтер. Мать хорошо рисовала; именно она и настояла, чтобы юный Айвар учился в художественной школе, куда он поначалу совсем не хотел ходить. Однако заложенный от природы талант, что называется, повел вперед. После средней школы - отделение скульптуры Таллин- нского художественного института. «Так что можно сказать, что стал я художником благодаря маме», - с улыбкой констатирует Айвар.
Сегодня Айвар Симсон, известный пересмешник и экспериментатор с формой, который частенько любит эпатировать публику (вспомним его «какающую собаку», выполненную в 2007 году по заказу комиссии горсобрания в качестве «награды» худшего деятеля по недвижимости в Нарве; фигуру победителю не вручили, а выставили в инфопункте вместе с грамотой) является одним из самых востребованных скульпторов Эстонии. В этом году, говорит он, должен «сдать» пять монументов: три в Таллинне, один в порту Хийумаа и один в Нарве. Для Нарвы Айвар Симсон делает памятник великому эстонскому шахматисту, уроженцу Нарвы Паулю Кересу. По плану памятник Кересу должны открыть 7 января будущего года, в день столетия великого гроссмейстера.
Однако есть сегодня у Айвара Симсона еще одна «нарвская работа» - памятник погибшим в Афганистане. По словам, члена НКО «Бастион» нарвитянина Алексея Левицкого, есть уже устная договоренность с нарвскими властями о месте для этого памятника. Сейчас идут переговоры с Министерством обороны Эстонии и со спонсорами.
- Это будет коленопреклоненный солдат, а вокруг него 46 гранитных камней – по числу эстонских солдат, погибших в Афганистане как в советское время, так и во время военной миссии уже нового времени, - рассказывает Айвар. – Макет уже готов.
Для Симсона Афганистан - особая тема: девятнадцатилетним парнем попал в конце 1979 года в состав «ограниченного контингента» советских войск, выполнявшего «интернациональный долг». «Слава Богу, жив остался, а небольшое ранение не в счет», — говорит он.
Сегодня Айвар Симсон живет на хуторе, который расположен в Лахемаа, точнее — на территории Лахемааского национального парка. «А так как я живу, можно сказать, в заповеднике , то и больше всего на данный момент люблю изображать животных, - говорит Айвар. – Правда, пытаюсь придать их образам что-то человеческое». Вглядитесь в его львов на нарвском променаде — поймете, что имеет в виду автор.
У Айвара четверо детей. Но никто из них не пошел по стопам знаменитого отца.
Ну а что до вопроса о хобби, то отвечает так: «С понедельника по пятницу я работаю. А с субботы до воскресенья занимаюсь хобби, то есть делаю опять то же самое – работаю».
Но вообще-то, строго говоря, хобби у него есть: вот уже много лет Айвар собирает старую военную форму, китили, шинели, фуражки различных эпох и стран. Например, последних у него в коллекции около трехсот. Причем, подчеркивает Айвар, ни одну из фуражек он сам не купил, все – подарки от друзей и знакомых. Из-за своего увлечения в апреле этого года Симсон попал в скандальную хронику: Харьюский уездный суд оштрафовал скульптора на 80 евро за ношение пальто, на котором была изображена полицейская символика. Суд посчитал, что Симсон незаконно носил символику. Хотя сам скульптор подчеркивает, что одетым в форме он не покидал закрытого помещения.
- Самая дальняя от родной Эстонии точка, где находятся ваши работы?
- Канада, Ванкувер.
- Как отметил на открытии променада один из выступавших, лицо Айвара Симсона знакомо буквально каждому жителю Эстонии: ведь вы изображены на этикетке известных рыбных консервов Viru Rand — с пышной бородой, в рыбацкой шляпе... Что это за история?
- Да вот одна дизайнерская фирма, которая разрабатывала рекламу для этикетки шпрот от фирмы Viru Rand, базирующейся в Тойла, пригласила меня сняться в их проекте. Владельцу фирмы моя физиономия понравилась. А когда он узнал, что я – коренной идавирусец, он даже не стал рассматривать другие варианты. Я порой эти консервы использую как визитную карточку.
- У вас есть любимая сделанная вами скульптура?
- Трудно сказать. Вообще-то все любимые. Но, наверное, выделю скульптуру, которую я сделал одному английскому лорду в Лондоне. Это его портрет, частный заказ.
Светлана Зайцева
В церковь на Мыйза можно будет попасть и на колясках | Водитель просто счастливчик