В таллиннских хрущевках, по оценке Мурула, более 10 000 квартир. Анализ показывает, что реконструкция не является хорошим решением. «В Таллинне проводилась санация двух-трех домов, но это были выброшенные деньги», - считает он.
Бомбой замедленного действия Мурула называет эту проблему потому, что хрущевки, где скоро никто не захочет жить, начнут бросать, тамошние жильцы будут все беднее, появятся долги за электричество и отопление, а в конечном итоге владельцами таких домов станут поставляющие отопление фирмы.
«Tallinna Ku"te в будущем может стать крупнейшим владельцем недвижимости в городе. Эта проблема дает знать о своем приближении и в Нарве, Йыхви, в уездах. Если треть квартир опустеет, то начнется цепная реакция. И тогда решать проблему будет уже поздно», - сказал Мурула.
По словам руководителя отдела общих планировок Таллиннского департамента планирования Мартти Преэма, большинство хрущевок находятся в плохом состоянии. «Вопрос в том, есть ли вообще смысл их перестраивать. Анализ Рейна Мурула и его студентов показывает, что нет. Разумно было бы их снести и, если это подходит на данном месте, построить новые здания, на 1-2 этажа выше, с подземными парковками», - сказал Преэм. По его оценке, постройка нового дома обошлась бы лишь немногим дороже, чем санация старого, так как для этого пришлось бы фактически полностью очистить внутренности здания. «Даже если новое строительство стало бы на треть дороже, все равно это был бы лучший вариант», - заявил Преэм.
Зачем сносить? Согласно анализу, на это есть следующие основные причины:
Во-первых, планировки. Квартиры и комнаты в советских планировках очень маленькие. К примеру, кухня размером 1,6x 2,8м. Мурула: «В такую кухню сегодня невозможно установить даже самую элементарную кухонную технику».
Средняя трехкомнатная квартира в хрущевке по площади 46 квадратных метров, это уже с кухней, ванной и туалетом. В ванной комнате и туалете нельзя использовать электроприборы, в т.ч. стиральную машину или даже бритву, поскольку в помещении нет контура заземления. Розетка есть в коридоре, откуда с помощью удлинителя уже нужно тянуть провод в ванную.
В большинстве хрущевок – 1-2-комнатные квартиры. Мурула: «Небольшая квартира хорошо подошла бы пожилым людям, но на пятый этаж не попасть, так как нет лифта». Нет также и балконов, гаража и прочих удобств. Перед домами потоп из машин, их паркуют на газонах.
Перестраивать нужно и подъезды, которые согласно планам советских рационализаторов специально строились столь узкими, что пронести можно только гроб, да и то вертикально.
Второй серьезной проблемой является теплоустойчивость хрущевок: она требует больших инвестиций. То же самое можно сказать и о звукоизоляции – ее почти нет, качестве воздуха – запахи свободно гуляют по дому, и температуре в помещении – ее нельзя регулировать. Со строительно-технической точки зрения менять нужно все, начиная с крыши, окон и т.д.
Утепление также не дает большого эффекта, поскольку энергоэффективность домов в среднем в два раза ниже современных норм.
Как говорит Мурула, восточные соседи просто надстраивают в хрущевских домах один или два этажа. В Москве же, где земля очень дорогая, хрущевки просто сносят и строят на их месте 16-этажные дома.
По словам Преэма, сразу после падения Берлинской стены в Восточной Германии многие панельные дома опустели. «Там не приватизировали многоквартирные дома, они остались в собственности городов и муниципалитеты стали ими заниматься. Например, некоторые 9-этажные дома перестроили так, что они превратились в здания с уступами высотой от 2 до 9 этажей, а внутреннюю структуру квартир переделали с учетом современных требований. Только после этого их начали приватизировать, то есть продавать», - говорит Преэм.
Мурула также находит, что наиболее удачные архитектурные решения – в Восточной Германии, где подобные здания также перестраивают в рядные дома или сносят им верхние этажи. «У нас об этом можно было бы подумать в маленьких городах, например, в Пайде», - сказал Мурула.
Из доклада следует, что город или государство должны, несомненно, проявить здесь инициативу. Причина проста: люди не доверяют частным фирмам, предлагающим: мы сломаем ваш дом, вы куда-нибудь на время переедете (не знаю куда), мы построим новый дом, тогда получите квартиру (может быть). Ведущую роль должна играть организация, которая не может обанкротиться.
22-02-2010
www.vesti.ee