Топливо. Горючие слезы
(1) 2930 0
Хотя народ переживает по поводу роста цен на топливо, продавцы пока не заметили существенного падения оборота. Ситуация на рынке топлива, скорее, характеризуется словами «замедление темпов продаж».
Исполнительный директор союза топливных фирм Eesti O~liu"hing Тоомас Сакс говорит, что уменьшения потребления пока не заметно. Частично это обусловлено сезоном – ведь летом люди больше путешествуют. Можно подумать, что объединение готово обеими руками голосовать, чтобы государство снизило акцизы на топливо. Ведь тогда повысится потребление и, что уж таить, оборот топливных фирм. Финансовое положение населения улучшится и, возможно, уменьшится инфляция, спровоцированная ростом цен на топливо. Ведь цена на топливо состоит, по сути, из трех компонентов: закупочной цены, акциза и налога с оборота.
20 крон – психологический порог
Однако O~liu"hing не поддерживает снижения акцизов. Сакс считает, что ситуация не изменится, если государство понизит акциз. «Европейский союз установил минимальный уровень акциза, и мы не можем отступить от этого требования, – говорит Сакс. – Если акциз составляет 5 крон на литр, то его снижение на одну крону особо ситуации не поможет».
Потребитель может задаться вопросом, почему заправки с завидной регулярностью повышают цены, если стоимость одного барреля нефти весьма относительно влияет на цены. Ведь у топливных фирм заключены долговременные договоры с поставщиками (преимущественно с литовским Мажейкяйским заводом)? Сакс утверждает, что в договоре указаны «плавающие цены», а это означает, что они, в свою очередь, зависят от средних цен, публикуемых информационным агентством Platts. Так как и Киришский нефтеперерабатывающий завод руководствуется данными Platts, Сакс считает, что от роста цен на топливо нас не спасут и более теплые отношения с Россией и закупка топлива у восточного соседа, а не на заводе «Мажейкяй Нафта».
Каков же психологический барьер для цены на топливо, способный привести к резкому снижению потребления в Эстонии? Сакс считает, что его сложно предсказать. Возможно, что для бензина пороговой суммой будет 20 крон за литр. Частные лица, в основном, предпочитают машины, которые ездят на бензине, а не на более дорогом дизеле. Поэтому магическая 20-кроновая граница для большинства людей еще впереди.
То, что таким барьером является стоимость литра топлива в 20 крон, видно из исследования, заказанного сетью автозаправок Olerex. Исследование было проведено в марте этого года фирмой Turu-uuringute AS. Директор по маркетингу компании Olerex Антти Моппель рассказал, что целью исследования было определение того, в какой момент владельцы автомобилей станут ограничивать число поездок. Две трети ответивших назвали сумму в 20 крон за литр, которая приближается с каждым днем.
Letofin: более теплые отношения с Россией помогли бы снизить цены на топливо
«На данный момент оборот компании Olerex еще не указывает на уменьшение уровня потребления, – сказал Моппель. – Можно говорить лишь об ограничении роста потребления».
Однако Моппель добавил, что так называемый критический уровень близится. «Мы видим, что клиенты внимательно следят за ценами на топливо. С другой стороны, переход на маленькую машину зачастую влечет за собой изменения стиля жизни, что является долговременным процессом». Olerex уже заказал новое исследование на эту тему, которое будет готово через несколько недель.
Виктор Кляйн, занимающийся преимущественно оптовой торговлей дизельным топливом, указал на еще один фактор, определяющий рост цен на топливо: скорое и неизбежное банкротство малых оптовых продавцов. Кляйн также заметил, что оборот дизельного топлива возрос, а не упал.
В фирме по оптовой продаже топлива Letofin Trading (LT) считают, что потребление топлива уже снизилось. Хотя оборот LT увеличился за счет банкротства малых оптовиков, стало заметно общее сокращение потребления.
Руководство компании в своем комментарии «ДД» сообщило, что если цена какое-то время продержится на уровне более 20 крон, потребление горючего начнет падать, люди станут меньше выезжать на дачи, путешествовать по Эстонии, а отдыхать будут ближе к месту жительства. Если цена повысится до 25 крон за литр, это будет означать уже серьезные сложности для топливных фирм и фирм, связанных с перевозками.
В LT также считают, что более теплые отношения с Россией помогли бы снизить цены на топливо, так как себестоимость российского топлива ниже. Также улучшилось бы общее состояние экономики, что позволило бы легче перенести повышение цен на топливо.
Цена на топливо может оказаться дутой
Инвестор и создатель портала Tark Investor Кристьян Лепик писал на своем портале, что цена на топливо является не чем иным, как раздутым пузырем, который готов лопнуть в любой момент. Цену на нефть накручивают торговцы, частные лица и организации, спекулирующие на фьючерсах на нефть. Они могут сделать ставки на рост или падение, но, как правило, ставят на рост. Также цены на нефть взвинчивают частные лица и организации, часть портфелей которых составляют нефтяные инвестиции.
«Это больше похоже на инвестирование, но я считаю такой доход спекулятивным, так как инвесторы заинтересованы не в покупке реальной нефти, а в том, чтобы подороже продать фьючерсы, – говорит Лепик. – Предел надувания таких пузырей очень сложно предугадать, ведь спекулятивный интерес может накрутить цены до невероятного уровня. Такая тенденция продержится дольше, чем кто-либо может ожидать. Нельзя исключить, что цена на нефть достигнет 200 американских долларов за баррель. Я все же считаю, что 50-процентный спад вероятнее 50-процентного роста. При нынешних ценах это означает, что скорее цена составит 65 долларов, чем 195. Я также считаю, что в 2009 году средняя цена на нефть составит менее ста долларов».
Снижение акцизов: risky business
В конце мая президент Франции Николя Саркози заявил, что странам ЕС следует снизить акцизы на топливо, чтобы помочь своим жителям. 3 июня министры финансов Германии, Испании и Нидерландов ответили, что ЕС следует придерживаться договоренностей 2005 года и сохранять высокий уровень акцизов, несмотря на растущие цены. В 2005-м цена на нефть в среднем составляла 65 долларов за баррель, сейчас же она возросла вдвое.
«ДД» спросила мнения нескольких оптовых торговцев топливом о предложении Саркози. Никто не захотел комментировать это предложение, ссылаясь на его политическую направленность. Однако в кулуарах говорят, что нынешнее правительство Эстонии ни за что не поддержит этот план. Никто не может предположить, какой доход государству принесет и принесет ли вообще увеличенное за счет снижения акцизов потребление. В нынешней экономической ситуации никто не хочет рисковать возможными налоговыми поступлениями.
Антти Моппель утверждает, что, фигурально выражаясь, половину стоимости топлива в розничной продаже составляют налоги, причем налог с оборота растет пропорционально с ростом закупочной цены топлива, а государство полностью кладет его в свой карман в момент ввоза топлива в страну. Поэтому торговля топливом стала важным источником дохода для государственной казны, и понятно, что уменьшение потока потребует реструктуризации государственного бюджета.
Моппель считает, что те, кто поддерживает высокие акцизы, правы в том, что снижение акцизов не приведет к падению цен на мировом рынке, а за счет налогового оборота повысятся базовые цены на топливо. Руководство Letofin Trading также считает, что государство не может играть с налогами в соответствии с ценами на мировом рынке, – что же будет, если вдруг цена на топливо резко снизится, скажем, на 30 процентов?
Бывший министр финансов Айвар Сыерд сказал «ДД», что вопрос о снижении акцизов на топливо впервые обсуждался несколько лет, когда в ЕС председательствовала Великобритания. «Тогда Эстония поддержала инициативу, что в политику ценообразования в сфере топлива не следует вмешиваться на государственном уровне, – сказал Сыерд. – Тогда и договорились, что государства вмешиваться не будут. 70 долларов за баррель казались тогда безумной ценой. Несмотря на повышение цен, я и сегодня не поддерживаю государственного вмешательства. Не надо ничего менять».
Позднее, когда председательствовала Германия, членам ЕС снова напомнили о такой позиции. Основной аргумент в пользу государственного невмешательства в ценовую политику таков: экономическое сообщество должно приспособиться к более высоким ценам и искать альтернативные источники энергии. Государственное вмешательство не решит проблему роста цен, а лишь искусственно ее отодвинет.
Фото: Pille-Riin Pregel/EPL
Нынешние цены на бензин ошарашат кого угодно, до психологически трудного рубежа в 20 крон за литр им осталось совсем чуть-чуть.
Несмотря на сложные времена, жители Эстонии по-прежнему увлекаются мощными автомобилями класса люкс и джипами.
Как пишет Eesti Pa"evaleht, компания United Motors, занимающаяся продажами BMW, представила местной публике новый внедорожник люкс-класса X6, цена которого достигает полутора миллиона крон. «Зверь» в городских условиях потребляет от 10,4 до 17,6 литра на 10 километров, но и это не останавливает любителей покрасоваться. Предоплата уже внесена за 62 автомобиля.
Доля люкс-автомобилей на рынке Эстонии из года в год составляет один процент, и ничто не способно поколебать эту статистику. Если включить в этот список обычные «джипы», то статистика прожорливых авто станет более впечатляющей. По данным AMTEL – союза компаний, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей, – в первые пять месяцев этого года в Эстонии было продано 77 машин класса люкс и 2115 внедорожников до кучи. А это уже 17 процентов от всего рынка. Например, в 2006 году за тот же период было продано 1454 новых внедорожника и 65 автомобилей класса люкс. Вот вам и застой в экономике.
Виркко Лепассалу
virkko@dzd.ee
www.dzd.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
17.06.2008 01:55