Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 462

0 пользователей, 462 гостя

Пенсионные фонды: защита пополам

На прошлой неделе SEB банк порадовал эстонские трудовые массы сообщением, что 80% из них обречены получать пенсию, размер которой не превысит 40% от последней зарплаты. Потому что первая и вторая пенсионные ступени (по возрасту и обязательные отчисления в пенсионные фонды) не смогут обеспечить большее, а к третьей ступени, то есть к добровольной пенсионной страховке, подключились только 18% ныне работающих.

Однако в связи с продолжающимся мировым биржевым кризисом возникает вопрос о сохранности наших пенсионных накоплений второй ступени – насколько они защищены? Известно, что пенсионные фонды вкладывают средства в том числе в разные ценные бумаги — инструменты – какие гарантии существуют от возможных обвалов? Вторая пенсионная ступень в Эстонии является обязательной для тех, кто родился после 1983 года – государство обязало работающих граждан присоединиться к этому пенсионному столбу. А как гарантированы эти деньги?

Член правления Sampo Baltic Asset Management AS Пеэтер ШАМАРДИН считает, что вкладчики могут быть спокойны – гарантии продуманны.

Принципы, сектора и география

Три эстонских фондовых управляющих – банков Sampo, Hansa и LHV — предлагают своим клиентам три разных варианта – можно выбрать фонд с малой степенью риска, со средней и с большой (соответственно 0%, 25% и 50%). SEB и ERGO предлагают клиентам фонды с двумя ступенями риска. Самый прибыльный фонд, естественно, и самый рисковый. На самом деле, объясняет Пеэтер Шамардин, большой риск и есть средний – потому что по закону максимум средств, которые пенсионный фонд может вкладывать в акции, имеет границу 50%. То есть только половина средств фонда может быть вложена в биржевые акции. Другая половина идет на приобретение облигаций, которые считаются наименее рисковым финансовым инструментом.



Есть разные варианты накопления пенсионных сбережений, — объясняет Пеэтер Шамардин. — В Эстонии принята система, при которой деньги вкладываются в инвестиционные фонды особого типа (пенсионные фонды второй ступени пенсии), и мы считаем, что это хороший вариант. В Швеции, например, люди сами могут выбирать любой фонд из нескольких тысяч мировых, которые зарегистрированы в Швеции. И риски там довольно большие. Наша система риски ограничивает. Максимум риска в 50%, наверное, правильно – люди у нас привыкли к депозитам и не привыкли к тому, что фонды колеблются в соответствии с биржевой ситуацией.

Лично он, Пеэтер Шамардин, выбрал бы 100-процентный рисковый фонд, если бы такой существовал, потому что свято верит, что в долгой перспективе акции накапливают больше средств, чем облигации. Так показывает мировой опыт, и он не видит причин, почему эта тенденция должна прекратиться. Sampo Рank опирается примерно на 90-летний опыт американских пенсионных фондов, поскольку в развивающихся странах долгого опыта такого рода просто еще нет.

Пеэтер Шамардин объясняет, что пенсионные фонды Эстонии не связаны с хедж-фондами (как известно, развивающийся ипотечный кризис в США начался именно с банкротства нескольких хедж-фондов). И в портфеле фонда Sampo таких акций нет и быть не может по уставу, поскольку хедж-фонды содержат деригативы (опционы, фьючерсы, форварды и так далее ) – инструменты, которые повышают риск. Хотя по правилам фонда Sampo право покупать деригативы есть – но только с обратной целью снижения риска.

- Мы считаем, что инвестиции должны быть прозрачными, чтобы люди знали, куда вложены их деньги – любой может посмотреть на интернет-странице нашего фонда рапорт за июль по секторам и географии.

Рапорт пенсионного фонда Sampo фиксирует, что 50% средств вложены в облигации, примерно 5% хранится в деньгах и депозитах и остальные около 45% в акциях фондов и акциях. Акции фондов – это паи фондов Danske Group, банковской группы, в которую с этого года входит Sampo Рank. Выбор фондов очень широк – Danske купил все банковские операции Sampo Group, кроме страхования жизни. По географии деньги эстонских вкладчиков работают в Латинской (примерно 5%), Северной (прмерно 5%) Америке, в Азии (около 5%), а в основном в Западной Европе и немного в Восточной Европе – средства, вложенные в облигации, в основном находятся в Европе.

Какие акции в основном покупаются фондом на бирже? Какого-то особо предпочитаемого сектора нет, портфель хорошо рассеян. Особо перспективные – финансовый, энергетика, телекоммуникационный, фармацевтический, в некоторых случаях акции отдельных предприятий.

Избирательная защиты

Вторая, обязательная, пенсионная ступень – это 2% отчисления от нашей заработной платы, к которым государство добавляет сумму, равную 4% нашей зарплаты, перечисленную через социальный налог. Как гарантированы эти деньги?

Пеэтер Шамардин объясняет, что существует два основных вида рисков: операционный и инвестиционный.

Инвестиционный риск возникает в случае, когда цена на приобретенные биржевые акции, облигации, ценные бумаги падает, вследствие чего клиенты пенсионных фондов теряют средства. То есть это потери по объективным обстоятельствам.

Операционный риск возникает в том случае, если управляющие фондами, банки-депозитарии, хранящие ценные бумаги или другие агенты, связанные с этими деньгами, нарушают законы или правила фондов, что приводит к потере денег. Эти потери, как правило, связаны с субъективными обстоятельствами – что-то делается неправильно, но критериями определения вины служит именно нарушение законов или правил фондов. В том случае, если в деятельности выявлен операционный риск, государство гарантирует возврат средств: ущерб возмещается в размере 10000 евро полностью и 90% от суммы, превышающей этот размер. Верхней границы компенсации ущерба не существует.

Напротив, инвестиционный риск не гарантируется никак. Логика такая: государство может контролировать тех, кто занимается этим бизнесом: пенсионные фонды должны иметь хорошую репутацию, обязательно соблюдать определенные правила и условия. Финансовая инспекция ведет за ними надзор, а значит, государство несет ответственность за правильность ведения дел в этой области и отвечает за операционные риски. Но инвестиционный риск не находится в компетенции государства – если в Западной Европе биржевые индексы падают, эстонское государство повлиять на ход событий не может.

Можно ли в принципе гарантировать инвестиционный риск – например, перестраховывать средства фонда? В принципе можно, говорит Пеэтер Шамардин, для этого существуют определенные инструменты, но они довольно дорогие. Если инвестиционную деятельность постоянно страховать, то доходы фондов значительно уменьшатся. Например, до последнего времени ситуация на рынках ценных бумаг была довольно хорошей, история показывает, что долгосрочные держатели акций всегда оказываются в выигрыше. Очевидно, нет смысла перестраховывать то, что и так работает.

- Конечно, бывают падения, — говорит Пеэтер Шамардин. – Бывают даже длительные падения, но в течение почти шести лет мы таких не видели — на длинном графике июльское падение занимает незначительное место, и фонд уже на полпути к восстановлению. Год назад падение было даже более низким. На падение акций в октябре 2005 года инвесторы реагировали довольно-таки нервно. Но пока еще не было ситуации, когда падение идет год или два беспрерывно.

Пеэтер Шамардин убежден, что правила фондов не позволят операционный риск выдать за инвестиционный и избавиться таким образом от ответственности. Если, допустим, правила фонда будут нарушены и в акции будет вложено более 50% средств фонда, то в случае понесения ущерба его размер можно будет высчитать вплоть до сентов.

Выплаты пенсионерам по второму пенсионному столбу начнутся с 2009 года, а наследникам деньги уже выплачиваются. Как конкретно будут происходить выплаты пенсионерам, еще неясно, согласно закону, министр финансов должен будет принять специальное постановление, работа над которым продолжается. Скорее всего, процесс будет происходить следующим образом: деньги, накопленные в пенсионном фонде, с выходом человека на пенсию будут перечисляться в то общество, занимающееся страхованием жизни, которое пенсионер выберет. С ним будет заключен контракт на пожизненные выплаты – но в каких точно процентах, пока неясно.

Вопросы остаются

Любой человек, интересующийся пенсионным фондом Sampo, может регулярно отслеживать его состояние на интернет-странице фонда. Другие пенсионные фонды также прозрачны, и их деятельность постоянно освещается на их домашних страницах.

Мировой биржевой кризис, который еще не закончился, влияние свое на пенсионные фонды, безусловно, окажет – цены паев пошли вниз, и это ясно видно на графиках. Но это, как нам уже объяснили, риск инвестиционный, государством не гарантированный.

Этэри КЕКЕЛИДЗЕ

www.moles.ee

Эстония Прямая ссылка Добавил: Vitaly 18.09.2007 13:50

|


Добавить комментарий