НТВ и РТР сняли свои фильмы о Бронзовой ночи
(2) 4856 0
В ответ на эстонский документальный фильм «Бронзовая ночь: русский бунт в Таллинне» российские режиссеры вынесли на суд зрителей свои киноверсии причин и последствий апрельских событий. Эстонские власти уверяют (или делают вид), что ничего не знают об этих картинах.
Первая лента «Эстония: конец войне?» представляет собой авторскую работу специального корреспондента телеканала «Россия» в странах Балтии Екатерины Зориной. Вторая – «Таллинский расчет» – входит в цикл передач «Чрезвычайное происшествие» («ЧП») телеканала НТВ.
Отличительная черта обеих картин заключается в том, что их авторы не только исказили и перепутали немало важных для участников и свидетелей событий фактов, но и предпочли умолчать о пострадавших от рук вандалов и грабителей десятках магазинов, разгромленных автобусных остановках, ларьках и разбитых вдребезги окнах. Впрочем, не исключено, что российского зрителя изначально готовили именно к таким фильмам, поскольку винить эстонские власти в арестах «мирных демонстрантов» (цитата из передачи «ЧП») восточным соседям гораздо проще, нежели разбираться в истинных причинах и углубляться в детали захлестнувших эстонскую столицу волнениях.
Забегая наперед, отметим, что ни президент Эстонской Республики Тоомас Хендрик Ильвес, ни премьер-министр Андрус Ансип, ни министр обороны Яак Аавиксоо не пожелали отвечать на связанные с кинолентами вопросы «ДД». От комментариев воздержалась и вице-спикер Рийгикогу Кристийна Оюланд, выступившая не так давно с предложением прекратить трансляцию в Эстонии российских телеканалов как сеющих рознь.
«Эстония: конец войне?»
В центре внимания картины Екатерины Зориной судьба похороненной в братской могиле на Тынисмяги старшины медицинской службы 40-го гвардейского минометного полка Елены (Ленины) Варшавской. «Она погибла в день освобождения Таллинна, и так глупо – срезала пуля на подножке грузовика», - комментирует автор документальные кадры. Второстепенная роль отведена дочери капитана Ивана Сысоева (его останков на Тынисмяги обнаружено не было) Светлане Гневашевой, которая вспоминает, с каким уважением некогда власти и жители Таллинна относились к памятнику Воину-освободителю.
Кульминация ленты привязана к комментарию главы правовой комиссии столичного горсобрания Маргариты Черногоровой, по словам которой, власти Эстонии, прежде чем начать раскопки, очернили память захороненных на Тынисмяги солдат. «Они перестали быть военными, перестали быть освободителями, они стали людьми дурного поведения, – объясняет депутат. – Создается очень четкое понимание дурных людей, которые похоронены в хорошем месте и не должны быть здесь».
В пику решению об эксгумации павших советских воинов Зорина приводит в пример кладбище Вайвара, где в память о воевавших на стороне Третьего рейха солдатах установлены десятки гранитных плит. Не забывает автор и о городе Йыхви, в центр которого был некогда перенесен прах майора 20-й дивизии СС Георга Соодена. Точку в повествовании о предпочтениях эстонского государства ставят фотографии с открытого прошлым летом в Синимяэ мемориального комплекса воевавшим на стороне гитлеровской Германии эстонцам, а также их собратьям по оружию: голландцам и валлийцам.
Режиссер эстонского фильма «Бронзовая ночь: русский бунт в Таллинне» Урмас Ээро Лийв высоко оценил техническую сторону работы Зориной, однако считает, что его коллега допустила ряд непозволительных для документальной ленты ошибок. «В картине нет ни одного кадра грабежей, – недовольно констатирует режиссер. – Нельзя просто взять и опустить этот факт! К тому же автор почти не давала слово эстонской стороне и даже не попыталась разобраться в причинах апрельских событий». Огорчил Лийва и видеоряд картины, поскольку он не нашел в нем ни единого свежего кадра и даже распознал в одном из фрагментов звукомонтаж.
Режиссер уверен, что после просмотра фильма у рядового зрителя может создаться впечатление, что эстонцы были, есть и останутся нацистами. «Какую-то статую перенесли, кто-то подрался, – это лишь подкладка, на которую никто не обратит внимания. Да, автор попыталась прояснить какие-то исторические моменты, но сделала это почему-то, играя в одни ворота».
Свет на многочисленные пробелы в уже, получается, не совсем документальной ленте пролила ее автор. Оказалось, что фильм, по ее словам, был готов задолго до апрельских событий, поэтому режиссеру пришлось вставлять свежие и вырезать старые кадры из готового продукта. В результате картина получилась сырой, однако это не объясняет, почему в ней нет ни одного кадра грабежей. «Мы работали с теми материалами, которые были на тот момент, - уверяет Зорина, несмотря на то, что последние кадры фильма датированы 8 мая. – Что касается звукомонтажа, то я об этом ничего не знаю, поскольку ролик взят из Интернета, а фильм монтировали без меня».
Справка «ДД»
Фильм Факт
Раскопки на Тынисмяги начались ночью 26 апреля. Раскопки начались днем 28 апреля.
После событий 26-27 апреля несколько человек числятся пропавшими без вести. По данным Пыхьяской префектуры, пропавших без вести людей нет.
На 16-й минуте картины (документальные кадры) использован звукомонтаж. Режиссер Урмас Ээро Лийв располагает оригиналом видеофрагмента. Звук на нем существенно отличается.
Чрезвычайное происшествие: «Таллиннский расчет»
Картина телекомпании НТВ вовсе не претендует на документальность. Наоборот, голос за кадром с самого начала расставляет все точки над «i»: «Эстонские скинхеды избили его (Дмитрия Ганина. – Прим. ред.), ударили ножом и оставили умирать. <…> На следующий день <…> памятник солдату и людей, пришедших на митинг, эстонская пресса назовет русскими выродками, Дмитрия Ганина – убитым мародером. Между защитниками памятника и уголовниками поставят знак равенства. Полиция получит команду: «Фас!» Авторы ленты развивают единственную версию, согласно которой столичные беспорядки были заранее спланированы и должны были оправдать самые жесткие действия против всех, кто был не согласен с переносом памятника Воину-освободителю.
В поддержку своей теории журналисты НТВ приводят полдюжины интервью с людьми, которые пострадали от рук стражей порядка. Среди них два члена «Ночного дозора» - Лариса Нещадимова и Дмитрий Коробов, которых авторы фильма почему-то не связывают с этой организацией. В качестве единственного политически нейтрального комментатора выступает гражданин Германии Клаус Донерманн, который вместе с сыном был избит в D-терминале. Немец делится с корреспондентом опытом работы в «Красном кресте» и говорит, что с подобными методами работы полиции столкнулся лишь однажды – во время гражданской войны в Уганде.
Отдельного внимания заслуживает интервью с неким Максимом Демидовым, которого представляют зрителям как бывшего сотрудника правоохранительных органов. Журналисты утверждают, что он лишился работы только за то, что пришел к памятнику. Демидов со знанием дела утверждает, что все действия стражей порядка были направлены на то, чтобы довести до бешенства толпу и направить ее в город, где не было ни одного полицейского. Пресс-секретарь Пыхьяской префектуры Юлия Гаранжа заявила «ДД», что ни в одном из учреждений полиции Эстонии Максим Демидов никогда не работал. На самом деле он был всего лишь охранником в тюрьме Эмари и был, по словам пресс-секретаря Министерства юстиции Марта Сийливаска уволен за то, что, замотав лицо платком, стоял в преграждающей дорогу полиции живой цепочке. «Демидов продолжил сопротивление и после того, как полиция применила спецсредства», - уточнил пресс-секретарь.
Под конец картины голос за кадром выносит вердикт, согласно которому «власть приравняла советскую символику к фашистской, а потом сделала все, чтобы в массовом сознании защитники памятника ассоциировались с уличными бандитами. Те, кто провоцировал таллиннские погромы, и те, кто их допустил, добились главного: любая попытка русских напомнить о себе теперь воспринимается как бунт, который должен караться полицейскими методами».
За действия своих коллег в фильме отчитываются генеральный прокурор Эстонии Норман Аас и директор отдела по борьбе с уголовными преступлениями Пыхьяской префектуры полиции Эрик Хельдна. Согласно неофициальной информации стражи порядка остались недовольны тем, что журналисты НТВ использовали лишь краткие фрагменты их интервью. Мы попросили пресс-службу Пыхьяской префектуры дать официальную оценку отображенным в фильме действиям эстонской полиции. «Содержащаяся в фильме информация подана крайне эмоционально и со многими неточностями, - говорит пресс-секретарь. – Говоря, к примеру, о «мирном митинге» на Тынисмяги, который «полиция начала разгонять», создатели фильма опускают тот факт, что повторяемый на протяжении более часа на русском и эстонском языках призыв «разойтись» был полностью проигнорирован и в полицейских летели камни и бутылки».
Справка «ДД»
Фильм Факт
Медики к Дмитрию Ганину приехали через час после вызова. По данным полиции, врачи были на месте уже через шесть минут.
Полицейские задерживали и избивали людей определенной национальности. Эстонцев отпускали и не трогали. В июне в суд были переданы дела шестерых эстонцев, которые принимали участие в массовых беспорядках.
Вечером 26 апреля на площади Тынисмяги был мирный митинг. Собравшиеся у библиотеки люди кидали в полицейских камни и бутылки.
Полиция сначала отрицала факт содержания людей в D-терминале. Нет ни одного подтверждения этой версии.
Фото: AGF
Константин Моренко
konstantin@dzd.ee
www.dzd.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
24.07.2007 18:46