Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 789

0 пользователей, 789 гостей

В чем вина Петра Великого

Председатель Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин отказывается комментировать ситуацию вокруг идеи установить в Нарве памятник Петру I.



«Шведский лев» виден днем и ночью. Памятник подарен Нарве Стокгольмом в 2000 году. Благодаря профинансированному Нарвской горуправой проекту подсветку ко «Льву» в декабре прошлого года установили специалисты Нарвы и Петербурга. Фото автора
Пояснения дают другие депутаты: шумиха в прессе по поводу перспектив возведения в приграничном эстонском городе памятника русскому царю может только подтолкнуть праворадикальные партии в Рийгикогу как можно скорее принять поправки к законам, которые позволят подвести под запрет не только мемориалы советских воинов, но и монументы в честь более ранних эпох.

Премьер-министр Андрус Ансип при посещении в январе пограничного кордона на Черной Речке, расположенного в районе Эстонской электростанции, отвечая на вопрос журналиста уездной газеты, категорично заявил о недопустимости сооружения в Нарве памятника Петру I. Для главы кабинета министров ЭР российский император – захватчик, натворивший много бед в Эстонии.

В корне противоположного мнения М.Стальнухин – об этом он заявлял не раз, когда несколько месяцев назад в республике дебатировалась идея увековечить память о Петре Великом. Глава Нарвского горсобрания мотивировал идею необходимости отдать дань уважения истории: российский император – не захватчик, а крупная фигура, сыгравшая такую же большую роль в истории, как, например, шведский король Карл XII, в память о котором в 2000 году Стокгольм установил в Нарве монумент «Шведский лев».

История памятника непростая. Современный «Лев» не является точной копией другого «Льва», сооруженного в Нарве в 1936 году, но разрушенного в 1944-м во время боевых действий. При открытии в 1936-м этого памятника приезжал шведский принц Густав Адольф, который счел необходимым также посетить братскую могилу воинов Петра I в Сийвертси, под Нарвой. Здесь в 1900 году был установлен памятник «Крест», посвященный воинам гвардейских Семеновского и Преображенского полков, которые погибли в Нарвском сражении в ноябре 1700 года. Гвардейцы защищали переправу через реку Нарву, по этой переправе отступала под натиском шведов русская армия. В отличие от нынешних некоторых эстонских политиков, представитель шведской королевской семьи уважительно относился к истории – мнение М.Стальнухина.

Памятнику «Шведский лев», подаренному Стокгольмом Нарве к 300-летию Нарвского сражения между войсками Карла XII и Петра I, эстонские и российские специалисты нашли оригинальное световое решение. Нынешней зимой включена архитектурно-художественная подсветка, обозначившая монумент мягкими лучами в вечернее и ночное время. В сквере у «Шведского льва» нарвитяне отдыхают. Здесь встречаются влюбленные, именно они стали первыми зрителями первого включения смонтированных в сквере по периметру памятника световых столбов и подземных светильников, изготовленных в Польше и в Италии.

Смонтированы у «Льва» и камеры наблюдения – для ведения контроля, чтобы вандалы не повредили великолепие архитектурного ансамбля.

Город выделил на реализацию проекта 260 тысяч крон. Проект разработан петербургской фирмой «Техносвет» (генеральный директор Игорь Трегуб), а осуществляла строительно-монтажные работы нарвская фирма «Рельянс» (руководитель Ольга Матвеева, технический директор Александр Порфиров). По словам представителя петербурского предприятия «Техносвет» Ильдара Искакова, эта фирма работала над световым оформлением Зимнего дворца и мостов Петербурга, Тихвинского монастыря в Ленинградской области, улиц Казани и других объектов в России.

Как видим, нарвские власти не воюют с памятниками, установленными в честь шведов, которые владычествовали на эстонской земле целый век. А нынешние споры вокруг идеи увековечить память о русском самодержце не случайны. В августе прошлого года Нарвское горсобрание приняло решение уполномочить М.Стальнухина вести переговоры с правительством Москвы и Фондом Юрия Долгорукого. Цель переговоров – обеспечить сотрудничество между Нарвой и Москвой по установке памятника Петру I в Нарве. Но на сегодня, как говорят в горсобрании, нет ни эскиза, ни других документов, подтверждающих какие-то движения после августовского решения. Не выбрано и место для памятника. Один из обсуждаемых несколько месяцев назад вариантов – возвести монумент Петру Великому, сыгравшему огромную роль в истории России и Нарвы, рядом с памятником «Шведский лев». Композиция, символизирующая стремление нынешних поколений к миру и сотрудничеству, могла бы быть магнитом для привлечения в Нарву туристов.

Нарва крепко связана с биографией опального (в глазах некоторых эстонских политиков) царя. В 1700 году он неудачно брал со своим войском этот город, который защищали шведы. Нарвская конфузия не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии. В 1704 году Нарвская битва завершилась для русского войска викторией – благодаря этому и другим сражениям Северной войны (1700-1721) Россия получила выход в Балтийское море, а Нарва стала северо-западным форпостом России для защиты ее рубежей от шведов. Благодарные потомки установили в Нарве на Ратушной площади обелиск в честь Петра I – к 200-летию русского царя, родившегося в 1672 году. Но Эстония обрела независимость, началась война с памятниками, и в 1922 году по решению властей Нарвы петровский монумент был демонтирован.

Пройдем и по другим памятным местам приграничного города. Как поясняет главный хранитель фондов городского музея Айли Вестер, рыночную площадь в Нарве назвали на рубеже XIX-XX веков Петровской, в честь русского императора. (Рынок находился в районе Петровского форштадта.) С тех пор главная площадь Нарвы носит имя русского царя. Сохранились в Нарве и ее окрестностях и обелиски, возведенные в честь петровских воинов: памятник «Крест» в поселке Сийвертси, а также «Крест» на бастионе Виктория – в районе этого укрепления в 1704 году русская армия штурмовала Нарву. Монумент на бастионе установлен в конце XIX века и посвящен погибшим в Нарвском сражении 1704 года.

А домик Петра Великого в Нарве не сохранился – оставшиеся в 1944 году от этого здания руины были окончательно снесены в 1959 году. У городских властей был проект восстановления домика, в котором останавливался русский император при посещении Нарвы, но дело так и осталось на бумаге.

Кстати, А.Вестер разделяет мнение ряда эстонских политиков о роли русского царя как завоевателя, поэтому склонна считать, что если устанавливать памятник, то не фигуре императора, а историческому событию. Но, как мы уже заметили, есть и другие оценки роли самодержца.


Евгений АШИХМИН

www.moles.ee

Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 09.02.2007 15:38

|


Добавить комментарий