Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 1374

1 пользователь, 1373 гостя

Docent

Игналина может перейти дорогу Нарвским электростанциям

Перспектива строительства третьей очереди Игналинской атомной электростанции, совладельцем которой может стать Эстония, в очередной раз привлекла внимание эстоноземельцев к вопросам отечественной энергетики. У нарвитян же для этого есть особые причины: порядка 95 процентов вырабатывающейся в стране электроэнергии производится в нашем городе. Если главный упор в будущем сделают на энергопредприятие в Литве, что будет с Нарвскими станциями и работающими на них людьми?


Как отметил в своем первом интервью "Кренгольмскому проспекту" новый руководитель AS Narva Elektrijaamad, председатель правления Ильмар Петерсен, беспокойство нарвитян несколько преждевременно.

-Я напомню, вопрос стоит пока о проведении совместных исследований - именно об этом подписали договор главы правительств Литвы, Латвии и Эстонии. Само же строительство - прежде всего, очень большие деньги…

Вообще не стоит противопоставлять атомную и сланцевую энергетики - нам нужно и то, и другое. Потребности мирового хозяйства, конкретно Эстонии, в энергоресурсах растут, в связи с чем появление любого источника энергии - явление положительное.

Первой о нехватке электроэнергии заговорила Литва - как отмечал тогдашний премьер-министр Роландас Паксас, к 2015 году энергетические потребности страны возрастают в три раза. В то же время Игналинская атомная станция, построенная в конце 80-х годов, сворачивает свою работу. Покрыть дефицит электроэнергии за счет альтернативных источников, предупреждал Паксас, будет нереально. Поэтому уже продолжительное время наши соседи подумывали о строительстве нового блока атомной электростанции.

В Эстонии же до недавнего времени преобладали другие настроения. Свою долю внимания получила ветроэнергетика, немало поклонников есть у комбинированных технологий. Президент Арнольд Рюйтель предпочитал возлагать надежды на совместный проект эстонских, латвийских и финских энергетиков, который, кстати сказать, начнет действовать уже этим летом. Речь идет о прокладке кабеля в Финляндию, призванного объединить энергетическую систему Северных стран.

Но, поясняет нашей газете г-н Петерсен, названный проект не дает дополнительных объемов электроэнергии, это вопрос ее перераспределения: те, кто в данный момент располагают избытком энергоресурсов, могут предоставить их тем, у кого не хватает.

Как упоминалось в республиканской печати, в Финляндии сейчас острый дефицит энергии. К примеру, энергия станции, которая будет готова только к 2010 году, распродана уже сейчас. Латвия, специализируясь на гидроэлектростанциях, с нагрузкой пока справляется.

Почему мы не хотим в таком случае посмотреть в другую сторону - на Россию- с ее богатыми возможностями? По мнению Ильмара Петерсена, наше сотрудничество в этом направлении развивается достаточно успешно: Россия входит в одну из балтийских энергосетей.

Все же, можно предположить, о всебалтийском проекте стали задумываться и в связи с тем, что Европа столкнулась этой зимой с последствиями зависимости от российских энергоносителей. Во всяком случае, уполномоченный по энергетике Европейской Комиссии латыш Андрес Пиебалгс, как отмечает газета Postimees, призывает страны ЕС заблаговременно запастись нефтью и газом на случай кризисных ситуаций, а также уделить внимание поиску альтернативных источников энергии.
Чернобыля уже не боимся?

Ответом на все вызовы времени руководители эстонской энергетики склонны считать участие нашего государства в строительстве 3 очереди Игналинской АЭС. Руководство Eesti Energia своих симпатий к участию Эстонии в этом проекте уже не скрывает, хотя окончательно определиться со своей позиции намерено после получения результатов ис-следования.

Первым в пользу Игналины высказался в печати предшественник нынешнего главы Eesti Energia Гуннар Окк. Свой вклад внес и нынешний премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, поддержавший идею (к неудовольствию парламента) в феврале нынешнего года - через совместное заявление глав правительств стран Балтии. Не определился пока в отношении к проекту министр экономики и коммуникаций Эдгар Сависаар. А председатель правления энергетического концерна Сандор Лийве уже активно участвует во встречах коллег: 8 марта в Риге т.н. руководящий комитет провел предварительное обсуждение исследования возможностей строительства новой АЭС в Литве. Обсудил дальнейший план действий и утвердил его, в том числе принял решение запустить АЭС к 2015 году. Рабочие группы до-лжны подготовить и представить результаты сфер исследования к 1 октября текущего года.

На фоне этого сверхделового настроя рядовые эстоноземельцы пока в одиночку мучаются вопросом: а что, атомные электростанции перестали быть опасными? Общественная нетерпимость к такого рода источникам энергии, как известно, появилась у жителей бывшего Союза после аварии на Чернобыльской АЭС.

И.ПЕТЕРСЕН. Атомная энергетика - в числе самых чистых источников энергоресурсов. Трагедия Чернобыля связана с тем, что там использовалась одна из самых первых технологий. Научная мысль предложила человечеству уже гораздо более совершенные разработки.

- Хотели бы вы в таком случае получить предложение возглавить такую станцию?

- Почему нет? Проблема, мне кажется, в том, что сланцевая энергетика для Эстонии - это факт нашей жизни, привычная тема. А атомная энергетика - что-то новое. Тут больше эмоциональный вопрос.

Судя по высказываниям в печати, с экологической точки зрения АЭС в самом деле более предпочтительный вариант, чем теплоэлектростанции. В то же время среди рисков, связанных с атомными электростанциями, специалисты упоминают и человеческий фактор - например, диверсию.
"Подъедает" ли Игналина Нарвские электростанции?

Председатель правления Нарвских электростанций Ильмар Петерсен считает, что наша и литовская станции - не конкуренты. Хотя госзаказа на электроэнергию нет, ее, как уже упоминалось, не хватает. Следовательно, было бы что предложить. Правда, есть такой ограничитель развития, как природоохранные требования, то есть разрешенное количество вредных выбросов… Но технологии совершенствуются, выбросы минимизируются. И вообще, считает г-н Петерсен, сланцевая энергетика все более перспективна. Запасы топлива в мире истощаются, при этом сланца довольно много. У Эстонии имеется уникальный опыт его использования, и через 20-30 лет он может быть востребован на уровне мировой энергетики.

Прямой зависимости развития нарвских электростанций от Игналинской АЭС не видит и их бывший руководитель, ныне член комиссии по экономике Рийгикогу Антс Паулс. Другое дело, что с учетом различных рисков, связанных со сланцевой энергетикой (к примеру, потерь при транспортировке электроэнергии, природоохранных требований), государство поставлено перед необходимостью рассредоточить источники энергии по стране. "Очевидно, что Нарвские электростанции не могут быть модернизированы так, чтобы в будущем полностью покрывать потребности Эстонии. То есть причины в данном случае технические, но не экономические или политические".

В то же время Антс Паулс согласен, что в случае реновации следующего, четвертого блока (о котором речи пока нет), кредитные нагрузки двух станций могут совпадать.

Президент Эстонии, касаясь денежного аспекта развития отечественной энергетики, высказывался в печати в пользу Игналины, выражая сомнение в целесообразности параллельной реновации Нарвских электростанций. "Учитывая то, что станции все равно полностью амортизируются к 2010 году, может быть, стоило бы модернизировать еще один, максимум, два энергоблока, а остальные деньги отправить на литовский проект". (Уточним - закрытие старых котлов НЭС намечается на 2016 год).

Собственно, так сейчас дело и обстоит. О пяти энергоблоках, которые планировали реновировать в начале программы, уже никто и не помышляет. Разговор идет лишь о том, чтобы к 11 блоку (Балтийская станция) и 8 (Эстонская) добавился 7 энергоблок (Эстонская станция): тендерная документация на этот объект сейчас готовится. То есть, через совсем небольшой отрезок времени станциям потребуется гораздо меньше людей, чем задействовано сейчас. Конечно, немногочисленный персонал (около 1700 человек) сократится по естественным причинам. Но нарвская энергетика - это еще и шахтеры, и энергоремонтники, и еще целый ряд профессий и рабочих мест. Слабо верится, что изменения на нашем некогда градообразующем предприятии останутся для Нарвы без последствий.

Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 12.04.2006 22:26

|


Добавить комментарий