16 этих российских самолетов министерство обороны Польши намерено модернизировать. Каждому добавят натовских «прибамбасов» на три миллиона долларов – подвесят топливные баки, встроят системы лазерной и GPS навигации, установят новые бортовые компьютеры управления полетом, натовскую аппаратуру связи, многофункциональный цветной дисплей для пилота. Эти машины прослужат до 2030 года, остальные спишут в течение пяти лет. Если бы Польша отказалась от МиГ-29 и бомбардировщиков Су-22, число эскадрилий в стране сократилось бы до пяти, а по мнению военного ведомства, нужно восемь. Приоритет - перевооружение на американские истребители F-16 Fighting Falcon.
Польские пилоты на МиГ-29 придут на смену германским летчикам, которые пилотируют шесть машин F-4 Phantom. Еще раньше в воздушном пространстве Прибалтики дежурили трижды сами поляки и трижды американцы (последний раз на четырех истребителях F-15C Eagle), французы, датчане и другие.
Обычно группа воздушных «миссионеров» представляет собой примерно 100 военнослужащих – пилотов, техников, членов медперсонала и противопожарного подразделения, обслуживающих четыре-шесть самолетов. Месяц такого воздушного дежурства стоит 20 миллионов евро. До 2009 года расходы оплачивали страны-участницы патрулирования, сейчас – паритетно страны Балтии.
Бывшие советские республики – новички альянса - не располагают парком машин, пригодных для воздушного патрулирования. Поэтому с 2004 года эту миссию исполняет НАТО в Зокняй – в пяти километрах от Шауляя, на бывшем советском аэродроме.
Первые советские самолеты стали здесь базироваться 1940 году. Это были истребители И-16. После войны аэродром неоднократно модернизировали. Тут располагались части фронтовой и дальней авиации. Отсюда стали взлетать Ту-126 - первые советские «АВАКСы», самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.
Аэродром был крупнейшим в СССР. Он принимал все виды советской авиатехники с посадочным весом до 200 тонн. Тогда у него были две бетонные взлетно-посадочные полосы, одна длиной 3500 метров и шириной 80 метров, другая - 3315 метров и 32 метра соответственно. Перед распадом СССР аэродром реконструировали для посадки советского космического челнока «Буран». После ухода российской армии из Литвы аэродром в Зокняй был передан литовским ВВС.
К патрулированию прибалтийского неба НАТО приступило сразу после завершения в Вашингтоне церемонии вручения на хранение новыми членами альянса ратификационных грамот о присоединении к североатлантическому альянсу. Первыми в Зокняй сели четыре истребителя F-16 ВВС Бельгии. Тогдашний министр обороны Литвы, бывший работник ЦК комсомола республики Линас Линкявичюс заявил: «Процесс интеграции в альянс закончен. Как и было обещано, все произошло вовремя. Литву уже прикрывает щит НАТО».
Воздушную миссию предполагалось уже завершить, но в прошлом году приняли решение о продлении ее до конца 2014-го. Однако Литва, Латвия и Эстония добиваются продления миссии хотя бы до 2018 года, а в целом хотели бы придать ей статус постоянной.
Военный Комитет НАТО также предлагает не ограничивать мандат миссии воздушной полиции в Балтии 2018 годом. Министр обороны Литвы Раса Юкнявичене стремится получить вечные гарантии охраны прибалтийского неба и обещает: «Мы обязались значительно повысить размер помощи как принимающая страна, развивать свою воздушную базу, чтобы она была привлекательной, а прилетевшие партнеры могли бы тренироваться в соответствующих условиях». Литву поддерживает и Латвия.
Российские военные эксперты обращают внимание СМИ: миссия по патрулированию воздушного пространства стран Балтии, решавшая задачи «воздушной полиции» по пресечению попыток нарушения воздушного пространства, становится военной. С 2004 года боевые самолеты США и Польши дежурили в Зокняй по три раза, обкатав десятки пилотов на возможном театре военных действий.
НАТО стало проводить в балтийском небе регулярные военные учения, в ходе которых отрабатываются учебно-боевые задачи в рамках воздушных операций в небе всей Центральной, Восточной и Северной Европы. Альянс уже провел семь таких учений. Операции по перехвату «противника», посадке и другие процедуры осуществляются по указаниям Центра контроля и управления «Гэлакси», расположенном в литовском местечке Кармелава под Каунасом. Когда-то здесь располагалась советская ракетная база.
О характере учений говорит, например, такой факт. С 20 по 22 июля 2010 года НАТО и персонал Школы воздушных и наземных операций Воздушных сил США в Европе провел на базе ВВС Латвии в Адажи подготовку авианаводчиков вооруженных сил стран Балтии.
Пока машины альянса поднимаются в небо по мелким поводам. Скажем, однажды французский истребитель Mirage взлетел для задержания трех неопознанных легких самолетов в воздушном пространстве Латвии. Француз заставил самолеты сесть в Адажи. Оказалось, пилотировали машины гражданские лица - немцы, летевшие без соблюдения плана полета.
Серьезнее натовцы относятся к российским самолетам. Российские машины не нарушают границ стран Балтии, пролетают над нейтральными водами, однако с аэродрома Зокняй в воздух всегда поднимаются самолеты НАТО для сопровождения. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс с определенной тревогой говорит о возобновлении полетов российских стратегических бомбардировщиков: «Такого не было со времен окончания «холодной войны». «Это недвусмысленный политический сигнал странам - членам НАТО, демонстрация силы», - считает министр.
А когда 17 февраля над Балтийским морем пролетел российский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М, в небо не только поднялись натовские самолеты, но и прозвучали политические обвинения. Пабрикс заметил: у россиян проходили учения, но сказал при этом: «Если мы не получим точного объяснения целей и задач учений, у жителей Латвии может сложиться представление, что стратегические учения России и референдум в Латвии взаимосвязаны (речь о латвийском референдуме 18 февраля, на котором обсуждался вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного – ред)».
Между тем, о целях и задачах учений было прекрасно известно из сообщений РИА Новости. Агентство еще 15 февраля рассказало, что в Западном военном округе началась активная фаза летно-тактических учений, в которых участвуют истребители, бомбардировщики, а также вертолеты армейской авиации. Отрабатывалось нанесение огневых и бомбовых ударов по объектам условного противника, прикрытие государственной границы и перехваты нарушителей воздушного пространства РФ.
Был в небе над Балтией лишь один неприятный случайный инцидент, связанный с патрулированием НАТО - столкновение в августе прошлого года французского истребителя Mirage 2000 с учебно-боевым самолетом ВВС Литвы L-39 «Альбатрос» (учебно-тренировочная машина чешского производства). Литовский самолет упал в болото, пилоты катапультировались. Французский с поврежденным стабилизатором сел в Зокняй. Командующий литовской армией генерал-лейтенант Арвидас Поцюс сообщил, что у Литвы было два «Альбатроса», теперь остался один.
Рига 27 февраля 2012 года 13:00 | Сергей Орлов
www.svpressa.ru