Ярославль: Форум с траурной повязкой
Политтусовка, организованная Медведевым, никакого мирового значения не имеет. Она запомнится только авиакатастрофой
Президент Дмитрий Медведев сегодня приедет в Ярославль. Глава государства, собиравшийся туда на Мировой политический форум, скорректировал программу из-за катастрофы самолета, унесшей жизни 45 человек. Как сообщил «Свободной прессе» один из участников форума, депутат Мосгордумы Андрей Клычков (КПРФ), Медведев вначале побывает на месте трагедии близ ярославского аэропорта «Туношна» и проведет специальное совещание, и только потом (ориентировочно - в час дня) встретится с участниками конференции.
В Ярославской области объявлен трехдневный траур. Губернатор Сергей Вахруков заявил, что всем родственникам погибших региональные власти выплатят по 300 тысяч рублей, мэрия Ярославля - еще по 150 тыс. рублей, плюс по 2 миллиона каждой семье выплатит авиакомпания. А пока потрясенный этой трагедией город скорбит. Всю ночь и все утро люди несли цветы к дворцу спорта «Арена-2000-Локомотив» и зажигали свечи.
Вместе с ярославцами тяжело переживают случившееся и участники Мирового форума. Авиакатастрофа, безусловно, наложит свой отпечаток на ход всех встреч, которые пройдут в его рамках.
Напомним, что Мировой политический форум под патронажем Медведева проходит в Ярославле в третий раз, и в нынешнем году собрал ряд влиятельных политиков и глав правительств из 32 стран. Главная тема – «Проблемы демократических стран в эпоху социального многообразия». Однако главным предметом обсуждения обещает стать проблема экономического неравенства граждан, отраженная с учетом российской специфики.
Основные секции поделены на три части – «Демократические институты в полиэтнических обществах», «Богатые и бедные: где справедливость?», «Глобальная безопасность и локальные конфликты».
Наиболее заметные участники форума – глава правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, премьер-министр Франции Франсуа Фийон, президент Кореи Ли Мен Бак, итальянский премьер Сильвио Берлускони, а также спецпредставитель премьер-министра Японии Юкио Хатояма. С нетерпением ждут и выступления экс-советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, известного жесткой позицией в отношении России. Он выступит с докладом на тему «Глобальные экономические вызовы».
Какие плоды принесет форум в Ярославле, рассуждает, социолог, директор по исследованиям Центра стратегического развития Сергей Белановский.
«СП»: - Сергей Александрович, в Ярославле будут обсуждать одну из самых острых проблем России – экономическое неравенство граждан. Какое у нас реальное положение дел с бедностью и неравенством?
– На мой взгляд, заявленная тема дискуссии бесперспективна для постановки на Мировом форуме. Кому есть дело до наших проблем?! Если же говорить о бедности в России… Я многого не знаю, боюсь, многого никто не знает. Да, есть дифференциация в доходах населения, но в ней есть теневая составляющая, совершенно непонятная. Официальная статистика не вызывает доверия. С одной стороны, занижаются стандарты уровня жизни, с другой – статистика выдает заниженные данные по доходам. Какое получается сальдо – трудно сказать.
Есть не денежная составляющая уровня жизни. В первую очередь, это медицина и образование. На мой взгляд, в России очень плохо обстоят дела именно с медициной. Неслучайно при социологических опросах в списке претензий к правительству медицина занимает первые строчки. У нас невозможно пробиться в лечебное учреждение, да и качество обслуживания плохое.
На мой взгляд, наряду с денежными доходами медицина составляет существенный блок не денежных доходов населения – в советское время это называлось общественными формами потребления. Современная ситуация бьет по медицине в первую очередь, поскольку медицина требует действительно квалифицированного труда. Это заканчивается, в конце концов, гибелью людей.
«СП»: – А образование?
– С образованием ситуация получше. Требуемая квалификация учителя – при всем уважении – не столь высока, как у врача. Но и здесь начинаются эксперименты с системой образования, в основе которых идея о минимизации расходов. Фактическое сокращение этих социальных программ довольно ощутимо. Его пытаются подавать под видом реформ, что не очень честно и правильно: люди чувствуют обман… Словом, я считаю, уровень жизни населения падает из-за сокращения форм общественного потребления или, как сейчас говорят, социальных программ.
«СП»: – А денежные доходы сейчас растут или падают?
– Мне ситуация не ясна. Статистика вроде бы показывает рост. Но, к примеру, дорогой супермаркет в районе, где я живу, так и не восстановил докризисный ассортимент. Это значит, покупателей стало меньше, и уровень их доходов тоже снизился, раз спроса на прежний дорогой ассортимент нет.
Правда, в сельской местности России люди сумели адаптироваться к чрезвычайно низким денежным доходам, которые зачастую сводятся к пенсии или пособиям. Они, в качестве источников дохода, имеют подсобное хозяйство и промыслы по 3-5 дней в месяц. Таких людей 27 миллионов человек в трудоспособном возрасте – это очень много. Эти люди вообще выпали из экономически-активного населения, хотя в статистике этих цифр не найти. Но в наиболее тяжелом положении оказались люди в индустриальных центрах типа Дзержинска, где сейчас просто катастрофа – заводы стоят…
В целом, бедность в России – чрезвычайно сложная проблема, и ее упрощение отдает демагогией. Упрощение не может быть инструментом для принятия каких-либо решений. Поэтому я бы хотел, чтобы выступление Медведева на форуме было бы сделано с большим пониманием проблемы, чем мы это видели до сих пор.
«СП»: – На форуме нашу страну будут сравнивать с Индией и Бразилией. Мы можем по уровню жизни сравниться, допустим, с Индией, или у нас положение лучше?
– Индия не такая урбанизированная страна, тогда как путь развития России в советское время был направлен на ускоренную урбанизацию. Правда, в конце советской эпохи этот процесс пытались приостановить, поскольку территории оголились.
А вот в Индии традиционное село живет очень бедно, но все же живет. Оно имеет корни в традиционном крестьянском хозяйстве, и выживает за счет самообеспечения и экономии. В Индии более велика дифференциация по уровню образования, который могут получить дети. Однако, страна сейчас стремительно индустриализуется, в Индии появился довольно обширный средний класс. Кроме того, в экономиках, которые развиваются естественно, из деревень не едут в город все жители, многие живут привычной жизнью, и довольствуются малым.
Думаю, наше главное отличие от государств типа Индии в том, что в советское время традиционный сектор в России был полностью уничтожен (террор какого масштаба пришлось для этого развязать – вопрос отдельный). В итоге получилось, что люди в малых городах России не могут себя прокормить. Поэтому при формальном равенстве или неравенстве доходов населения России и Индии, уровень жизни может отличаться кардинально. Там, где традиционный сектор жив, он дееспособен, а где разрушен, требуется рыночная или государственная структура, чтобы снабжать людей необходимым.
«СП»: – Второй день будет ознаменован выступлениями Дмитрия Медведева. Эксперты ждут от него критической оценки по вопросу неравенства. «Насколько я понимаю, выступление Медведева будет достаточно жестким, в том числе и относительно оценок положения дел в России, скажем, в части богатства и бедности», - заявил модератор секции «Богатые и бедные: где справедливость?» Валерий Фадеев. Что реально может предложить Медведев, чтобы исправить ситуацию?
– Я считаю, это политическая борьба перед выборами. Честно говоря, я перестал понимать, кто из членов тандема пойдет на выборы. Мне эта тема смертельно надоела – какие у Путина и Медведева договоренности, какую партию играет каждый из них… Могу сказать одно: педалирование темы бедности в таком политическом формате – это, с одной стороны, популизм, так политики стараются набрать очки. А с другой – это в каком-то смысле провоцирование революции. Поэтому я бы не советовал господину Медведеву идти по такому пути.
Другое мнение
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:
– Усугубление экономического неравенства за последнее десятилетие – общемировая тенденция (вспомните погромы в Лондоне). В этих странах происходит размывание среднего класса и усугубление разрыва между богатыми и бедными. Ведущие экономисты и политологи еще 15 лет назад предсказывали, что этот процесс станет ведущей проблемой современного мира, просто на определенном этапе ее вытеснила на второй план проблема терроризма, во многом надуманная.
Ничего существенного в плане борьбы с неравенством Медведев сказать не может. В России нет среднего класса, она не ведет политику развитой страны, направленную на формирование этого класса. Разрыв между богатыми и бедными у нас намного больше, чем на Западе. И если посмотреть «Стратегию 2020» – фундамент экономической политики исполнительной власти после 2012 года – мы не увидим в ней никаких серьезных мер, направленных на расширение доли среднего класса, и преодоление неравенства.
«СП»: – Но вот заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, выступая на форуме в Ярославле, заявил, что если будет проведена модернизация и экономической, и социальной базы, то к 2020 году доля среднего класса может вырасти до 35-40% (если нет – 30%). Он пояснил, что к среднему классу принято относить людей, получающих зарплату в размере $1 тысячу в месяц, имеющих автомобиль, жилье и банковские сбережения. Это реалистичный прогноз?
– Подобный прогноз не основан на выкладках, это фантазирование. Самое главное, непонятно, что значит – провести модернизацию?! Никто не дал определения модернизации. Я-то знаю, что это такое: построение современного европейского общества. Но в России никто такое общество строить не собирается. Поэтому утверждение «если провести модернизацию, в России появится средний класс», звучит примерно так же, как «если найти эликсир вечной жизни, мы будем жить вечно». Непонятно только, где найти этот эликсир…
«СП»: – На форуме ждут выступления Бжезинского. Станет ли оно фундаментальным событием, или Бжезинский отошел на второй план в качестве политического инсайдера, и, скорее, свадебный генерал на форуме?
– Бжезинскому 85 лет. Безусловно, это заслуженный и уважаемый человек. Однако ментально он находится в 1970-х, и на протяжении последнего десятилетия умудрился наговорить немало прогнозов, которые не заслуживают критики. Он по-прежнему воспринимает Россию как Советский Союз и похож на партизана из старого анекдота, который все пускает поезда под откос, хотя война закончилось. Предметом серьезного анализа выступление Бжезинского быть не может, он – в чистом виде свадебный генерал.
«СП»: – Ярославский форум – важное событие в мире, или он важен только для нашей политической элиты?
– В мировом контексте политический форум в Ярославле не имеет никакого значения. Неслучайно политики такого масштаба, как Ангела Меркель, в последний момент отказываются от участия в форуме, как это произошло в этом году.
Форум служит двум категориям граждан. Первая состоит из одного человека – Дмитрия Анатольевича Медведева, который надувает щеки и делает вид, что он большой мировой политик. А вторая – это люди, которые «пилят» бюджет форума, околокремлевский политтехнологи и эксперты. Больше никому форум не нужен...
Андрей Полунин
8 сентября 2011 года
www.svpressa.ru
Мировые новости
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
08.09.2011 19:34