Огонь-детоубийца
Результатов официального расследования пожара в хаапсалуском детдоме для детей-инвалидов, в котором погибли 10 человек, пока нет. Но жители города рассказали побывавшему на месте корреспонденту «Дня за Днем», что причин для трагедии могло быть несколько. В том числе и та, что практически все работники детдома – женщины в возрасте, которым могло быть просто не под силу вытаскивать из огня имеющих тяжелые физические увечья подопечных.
Детский дом в Хаапсалу сгорел 20 февраля. В результате трагедии погибли 10 детей.
По официальной информации, сигнал о возгорании в детском доме поступил на пульт спасательной службы в воскресенье, 20 февраля, около 14.30. Звонила сигнализация, звонили жители близлежащих домов, рассказывавшие о жутком дыме, валящем из одного из корпусов. Первая команда спасателей прибыла на место в считанные минуты. Но, как позже расскажут пожарные, проводить разведку и начинать эвакуацию людей сразу не получилось – нужно было сбить пламя.
Сообщается о том, что в момент пожара в детском доме находились 46 человек: 37 воспитанников и 9 работников. Десять человек, в том числе восемь детей от 7 до 16 лет, а также двое молодых людей 20 и 21 года, погибли. Еще двое попали в больницу с отравлением продуктами горения. Остальные смогли выбраться из горящего здания самостоятельно или при помощи взрослых.
В понедельник по всей Эстонии был объявлен День траура. В Хаапсалу приезжал президент страны Тоомас Хендрик Ильвес, который осмотрел место происшествия, пообщался с директором детдома и высоким начальством - полиции, спасательной службы и уезда, а также зажег поминальную свечу у ворот детдома.
До среды в Министерстве социальных дел для всех, кто в эти дни хотел оставить слова утешения и скорби, была открыта Книга соболезнований, которую в конце недели должны были перевезти в городскую управу Хаапсалу.
Ответственные за безопасность - в том числе и в детских учреждениях - люди обещали разобраться в ситуации и установить причины трагедии. И хотя министр внутренних дел Марко Померанц на экстренной пресс-конференции правительства, созванной в понедельник, заявил, что причины пожара будут установлены через несколько дней, сами эксперты говорят, что им потребуется примерно месяц.
Детей и воспитателей временно разместили в других помещениях, а полицейские и спасатели работают на пепелище целыми днями.
Такова информация из официальных источников и от официальных лиц. Побывавшие на месте происшествия в понедельник журналисты «ДД» услышали и увидели несколько иные вещи.
День траура в Хаапсалу
В понедельник Хаапсалу скорбел, пытался прийти в себя, интересовался, чем можно помочь. Трагедии, похожей на эту, в небольшом городе не было давно. Если не сказать – никогда.
Несмотря на то, что на сайте хаапсалуского детского дома указано, что учреждение находится на подступах к Хаапсалу, на самом деле оно расположено в центре жилого массива. От обычных многоэтажек его отделяют лишь двухполосная дорога и сосновая аллея. Именно поэтому многие видели пожар собственными глазами, а кто-то даже бросился к детскому дому, чтобы помочь спасателям и «скорой». Практически все восприняли случившееся как личную трагедию.
Сейчас хаапсалусцы приходят к сгоревшему детскому дому постоянно. Кто-то несет свечи и цветы. Многие плачут, поскольку соседи сроднились с несчастными детьми, каждый из которых имеет тяжелую форму инвалидности. Жители искренне сочувствовали воспитанникам и восхищались самоотверженностью работников детдома. «Они так заботились о детях! С каждым - за ручку, каждого обласкают и помогут ему. Постоянно выходили с ними на прогулки. И постоянно шли автобусы, то со шведскими, то с финскими номерами – иностранцы тоже много помогали детскому дому», - рассказали пришедшие к месту трагедии жители города.
Деток свозили в хаапсалуский детский дом со всей Эстонии. В последнее время сюда стали отдавать и местных ребят. От них не отказывались, просто кому-то из родителей было трудно 24 часа в сутки ухаживать за больным ребенком, поэтому неделю дети жили здесь, а на выходные возвращались домой. Именно поэтому, как говорят очевидцы, жертв воскресного пожара меньше, чем могло бы быть. К такому выводу пришли и мы, и опрошенные нами люди, откровенно рассказавшие о детском доме.
Шведы следили за качеством стройки
Возле детского дома мы разговорились с тремя мужчинами, бурно обсуждавшими случившееся. Оказалось, все они в не таком далеком 1996 году работали на строительстве сгоревшего комплекса. По словам Сергея, дом строился на совесть: «Вы не поверите, под этим домом 80-сантиметровая заливка бетона - монолит. Сам лично заливал. Стены сделаны из щитов, привезенных из Швеции. Дом-то строился на пожертвования».
По словам наших собеседников, за 15 лет здание не могло амортизироваться. Шведские спонсоры контролировали каждый этап работ. Почему же дом полыхнул так мощно, а огонь распространился так быстро? «Трудно сказать. Но, вы же видите, большая часть здания из дерева. Может быть, топили слишком сильно, но знать о том, включались ли дополнительные электрообогреватели, могут только работники детдома. Дом отапливался двумя системами - горячая вода под полом и электричество в стенах. Этого должно было хватить для того, чтобы поддерживать тепло в здании», - говорят строители.
«Нет, что вы, - отвергает версию об использовании электрических обогревателей руководитель Молодежного центра, расположенного рядом с детдомом, Наталья Ямпольская. – Здесь так заботились о детях, и радиаторы, которые несут дополнительную опасность, были просто запрещены. Город хорошо отапливается, надобности ставить дополнительные приборы просто не было».
Как нашлись одеяла
Наталья Ямпольская находится на месте трагедии все эти дни. По словам нашей собеседницы, в воскресенье днем, выглянув из окна своей квартиры, она увидела, что со стороны детдома валит белый дым: «Когда через пару минут дым стал черным, я поняла, что что-то случилось. Позвонила коллегам, мне сказали, что горит детский дом, и я бросилась сюда».
По словам нашей собеседницы, пожарные уже были на месте. Здесь же работали скорая помощь, Кайтселийт, представители уездной и городской управ, психологи кризисного центра. Было много взрослых и детей. Помогали все, а паники, по словам руководителя центра, не было.
После того как пожар потушили, всем миром стали выносить из сгоревшего здания вещи, которые еще можно было спасти. Впрочем, кого подпустить к дому, а кого нет, решали спасатели. Те, кому еще нет 18-ти, были отведены в сторону, на безопасное расстояние.
Часть вещей разместили в Молодежном центре Ямпольской. В понедельник утром появилась информация, что пропали одеяла, вынесенные из детдома. Наша собеседница рассказала, как это было: «Одеяла и матрасы принесли к нам, но они были пропитаны водой, нужно было сушить. Решили оставить их на улице, а утром одеял не оказалось. Журналистов в доме было много, информация сразу появилась на порталах. А через пару часов прибежали мальчишки из соседнего со сгоревшим корпуса, тоже воспитанники детдома, и сказали, что сами забрали одеяла, поскольку они были им нужны. Просто забыли предупредить. Так что вещи не пропали», - рассказала Ямпольская.
По ее словам, в тот трагический выходной на месте работа шла до трех часов ночи. Дальше приняли решение работать посменно, чтобы обеспечить доступ в Молодежный центр, предоставить помещения для многочисленных журналистов: предложить возможность погреться, выпить чаю, поесть и выйти в Интернет.
А потом стали выносить трупы детей
Несмотря на то, что все официальные источники уверяют, будто спасательные работы проводились спокойно и без паники, еще один очевидец событий, имени которого мы по его просьбе называть не будем, говорит, что суматоха была, и прежде всего потому, что подобраться к детдому на машине можно только со стороны главного входа. Полыхала же другая сторона здания:
«Дело было около трех часов дня. На месте уже была одна спасательная машина, а языки пламени вырывались из верхних окон дома. Многие - и спасатели, и очевидцы - просто стояли, не зная, что делать дальше. Две машины подогнали по тропинкам, но ближе было не протиснуться и не развернуться. Шланги тянули через две машины».
Он видел, как работники детдома выскочили на дорогу с маленьким ребенком на руках. Наш собеседник говорит, что малыш не шевелился, но его пытались спасти. Стали искать «скорую», которая только что увезла одного раненого. С ребенком на руках долго бегали по территории. «Я не понимаю, почему не было информации, что погиб такой малыш, но не мог он быть семилетним, как говорят официальные новости – почти грудной», - уверяет наш собеседник.
Указал он и на другие проблемы. Детский дом по периметру окружен забором. В какой-то момент на улицу вынесли двух взрослых, но, как рассказывает мужчина, их не могли перекинуть через ограждение. Стали кричать, чтобы принесли топор – снести эту преграду.
А через час после начала тушения пожара на площадке у дома уже лежали детские тела. «Я видел человек шесть. Лица были черные, как мне показалось, обугленные. Жуткое зрелище. Первым делом я увел своих собственных детей, чтобы они не видели этого ужаса», - говорит очевидец.
Он говорит, что не видел, чтобы кого-то еще эвакуировали из горящего блока. «Может быть, их выводили с другой стороны? Но там вроде неоткуда»...
Рассказы очевидцев событий
И в этот момент к разговору подключились другие жители города. По их словам, за произошедшее должны отвечать наверху. В доме работали в основном женщины, которые и не смогли бы ничего сделать в той ситуации. С 13.00 до 15.00, как в любом детском учреждении, в детдоме шел тихий час. Лежачих уложили спать, а с остальными – не меньше шести человек - отправились на прогулку. Остался ли в доме кто-то из старших, сказать трудно, поскольку это был выходной. Люди уверяют, что 37 детей в доме быть не могло: кого-то забрали домой, кто-то ушел гулять. Выходит, погибли все, кто был в горящем корпусе, говорят местные жители, согласившиеся отвечать на вопросы только на условиях анонимности.
Указывают люди и на систему безопасности в самом доме. По их словам, на всех дверях стояли кодовые замки, которые должны были блокироваться в случае опасности. Как на них повлияла высокая температура и не оказались ли люди в ловушке?
По словам тех, кто бывал в доме, рядом со спальней, где полыхнуло, расположены курилка (а старшие ребята, которые помогают воспитателям, по словам наших собеседников, курили и в доме), а также кухня. Впрочем, принесенные из столовой тарелки были белыми – следов копоти на них не было. А на вопрос о том, зачем вообще курилка в детском учреждении, старейшина Лаэнеского уезда Неэме Суур ответил «ДД», что информация о курилке в доме не соответствует действительности. Курить можно было только за его пределами, а само место расположено далеко о того, где начался пожар.
Радиаторов в доме, как утверждается официально, не было совсем. Проводку меняли недавно, а пожарная проверка проходила в доме лишь 19 января, и никаких претензий у инспекторов не возникло.
Специалисты говорят, что хлопок, который слышали многие, мог прозвучать в тот момент, когда от огня и температуры начали ломаться конструкции здания. Как мы помним, к моменту прибытия пожарных дом горел открытым пламенем, а позже провалилась большая часть крыши.
Если верить нашим собеседникам, то в загоревшемся корпусе могли находиться только с десяток уже глубоко спящих детей и пара помощников из числа старших воспитанников. Министр социальных дел Ханно Певкур, со ссылкой на врачей, сказал, что основной причиной смерти всех погибших в пожаре было отравление угарным газом. Дети просто задохнулись во сне.
Один из пожарных специалистов рассказал газете O~htuleht, что проблемой мог стать дымовой датчик в спальне детей, если он был не исправен. Именно это дало время для распространения огня и дыма, пока он не добрался до следующей точки, которая и передала сигнал на пульт спасателей.
Обратили наше внимание и на небольшие сарайчики у сгоревшего дома. По словам местных жителей, в них хранятся газовые баллоны. «Представляете, что было бы, если б огонь добрался до них?»
Люди ждут правды о трагедии в Хаапсалу
Что из рассказанного нашими собеседниками правда, а что - домыслы, пока остается тайной. Возможно, следствие даст ответы на все имеющиеся вопросы, и тогда вскроются причины и обстоятельства страшной трагедии в Хаапсалуском детском доме, в результате которой погибли дети.
Как сказал генеральный директор Спасательного департамента Калев Тимберг, не понятно, почему Господь решил наказать этих детей дважды – сначала они родились с тяжелыми увечьями, некоторые еще потеряли родителей, а потом погибли в огне.
Жители же Хаапсалу продолжают идти к забору детского дома со свечами и цветами. Обсуждают случившееся, скорбят по детям и возмущаются поведением официальных лиц. «Вот тут рассказали, как приезжал президент. Спасибо ему, что почтил нас своим вниманием. Но, пройдя по территории, поставив свечку и покрасовавшись перед журналистами, в том числе и иностранными, он не посчитал нужным сказать простого слова сочувствия или поддержки. Он не то что напрямую не поблагодарил тех, кто пытался спасти дом, но даже не поздоровался с людьми. А их было тут много», - говорили очевидцы.
Справка «ДД»:
Хаапсалуский детский дом был открыт 1 октября 1950 года. До 1990 года дом специализировался на малышах до 4-5 лет, которых после направляли в другие детские учреждения. Сейчас здесь можно жить до 18 лет или до момента окончания основной школы, гимназии или профессионального училища.
Именно начиная с 1990 года в доме происходили и более глобальные перемены. Теперь сюда стали направлять больных детей. В это же время старое здание было возвращено прежнему владельцу, а при поддержке иностранных спонсоров в 1996 году в эксплуатацию было сдано новое помещение. Торжественное открытие прошло с участием тогдашней первой леди Хелле Мери, посла Швеции в Эстонии и прежнего старейшины уезда, нынешнего главы Больничной кассы Ханнеса Данилова.
В момент пожара в доме проживал 51 ребенок и молодой человек (из них 42 в детском доме и девять в молодежном доме), две трети из всех воспитанников – сироты или дети, оставшиеся без попечения взрослых.
Персонал детского дома составляет 37 человек, 24 из которых являются педагогами.
28.02.2011
Ирина Каблукова
www.dzd.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
02.03.2011 08:12