Присяжный адвокат Яак Оя из таллиннского OU" Advokaadi-bu"roo Jaak Oja рассказал о том, как государство и его законы защищают граждан от последствий возможных аварий на опасных для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей предприятиях. Вывод можно сделать грустный: практически никак.
Все опасные предприятия должны иметь специальные разрешения на свою деятельность, различные квоты на загрязнение окружающей среды. Для получения таких документов нужно заплатить немалые деньги. Но, по словам Яаака Оя, все делается несколько проще.
Так, по закону о химикатах за серьезное нарушение юридическому лицу может быть назначен штраф до 50 000 крон. «Для большого предприятия это не сумма», - подчеркнул г-н Оя. Кроме того, по словам адвоката, в Рийгикогу существует сильнейшее лобби промышленников, которое делает все, чтобы избавить бизнесменов, имеющих дело с опасными производствами, от «излишних затрат» на экологию.
В Эстонии, по словам г-на Оя, нет специального ведомства, определяющего потенциальную опасность предприятия. Экологам приходится собирать информацию по крохам, из документов и сайтов различных департаментов и министерств. Зато существует целых семь проверяющих инстанций. «И что? - спрашивает он. - Кто видел согласование их действий?». А на активные запросы юристов-экологов приходят лишь дежурные отписки. «Новый министр – новый ответ, - рассказывает он. - Министры меняются часто, новый, как правило, ничего не понимает. Начинает понимать – меняют».
«На этом фоне борьба между экологами и Тоомпеа теряет всякий смысл», - говорит адвокат. И поясняет, что крупным бизнесменам легче дать партиям деньги на выборную кампанию, продавить в Рийгикогу непринятие закона, чем соблюдать общепринятые в ЕС нормы. Кстати, за то, что экологические нормы Евросоюза не инкорпорированы в республиканские законы, Эстония не раз признавалась виновной. Но, к сожалению экологов, бюрократические процедуры ЕС чрезвычайно длины, а законы мягки, так что до серьезного наказания дело не дошло ни разу. И все же, по словам г-на Оя, в рассмотрении находится несколько прецедентов, по которым Эстонию могут ожидать серьезные санкции.
Во всем мире существует страхование «третьих лиц», то есть жителей, находящихся в потенциально опасной зоне возможного поражения. В Эстонии такую страховку имеют только два предприятия – Eesti Rаudtee и Tallinna Vesi. Суммы страховки весьма значительны, например, для железной дороги она составляет 70 млн крон. Понятно, что предприятия не спешат с принятием на себя обязательств, сопряженных с серьезными затратами. Тем более что существующие сегодня законы Эстонии и не обязывают их это делать. Яак Оя рассказал, что сейчас на рассмотрении в Рийгикогу находятся поправки к Закону о химикатах, где предусмотрена принудительная страховка. Однако, по его словам, совсем не факт, что поправки будут приняты. И даже в случае их принятия государство полностью устраняется от какой-либо помощи пострадавшим: вся ответственность возлагается на юридических лиц, владельцев предприятия. Компенсации выплачиваются страховой фирмой, но пострадавшему еще нужно доказать, что он является жертвой…
Как сказал присяжный адвокат, специалист по экологическому праву, в европейских странах сейчас чрезвычайно популярна, даже модна «этика промышленника». Именно она включает в себя целый комплекс мероприятий по защите окружающей среды и обеспечению безопасности населения. «У нас об этом даже не слышали, - констатирует он. - Либеральная экономика либерально убивает население».
Наша справка:
В Ида-Вирумаа самая большая в Эстонии концентрация опасных производств. В Силламяэ находится четыре из 24-х предприятий категории «А». К опасным предприятиям относятся Нарвские электростанции, Завод масел, завод Nobel Dinamit, шахты, химическое производство Кохтла-Ярве.
Виталий Школа11.11.2010
www.prospekt.ee