На переговорах с Центральным союзом работодателей Эстонии по вопросу размера минимальной заработной платы в 2011 году Центральный союз профсоюзов Эстонии будет добиваться повышения «минималки» с 278 евро (4350 крон) до 320 евро, то есть на 15 процентов. Приезжавший на прошлой неделе в Нарву председатель Центрального Союза профсоюзов Харри Таллига на встрече с журналистами объяснял, почему в нынешнее непростое для экономики время такой решительный рост возможен, логичен и почему он не принесет больших проблем работодателям.
Господин Таллига выражал уверенность в том, что «минималку» на этот раз удастся повысить, прежде всего, на том основании, что она оставалась замороженной с 2008 года, но с тех пор, то есть в этом году, в экономике обнаружились некоторые положительные тенденции, которые, по его мнению, можно назвать началом выхода из кризиса.
«Нам говорят, что 15 процентов – это слишком много. Но с 2008 года индекс потребительских цен вырос примерно на 15 процентов, и есть основание полагать, что цены продолжат расти. При этом нужно учитывать, что рост минимальной заработной платы способствует росту внутреннего спроса. Кроме того, рост легальных доходов работников – самый простой и действенный способ борьбы с зарплатами в конвертах», - рассуждает Халлига, указывая также на то, что рост «минималки», в конце концов, выгоднее и работодателям. Так как делая ставку на низкую зарплату, работодатели не занимаются должным образом увеличением прибавочной стоимости, а это, по его убеждению, замкнутый круг: «Если мы делаем за маленькие деньги дешевую работу, мы богаче не становимся».
«До кризиса минимальная зарплата в Эстонии составляла около 30 процентов от средней по стране, в то время как в среднем в Европе «минималка» - это 60 процентов от средней зарплаты. То есть нам нужно продолжать движение вперед, чтобы выйти на общий уровень», - указывает лидер ЦСПЭ.
По словам Халлига, около 5 лет назад «минималку» в Эстонии получало около 11 процентов от всех трудоустроенных эстоноземельцев. С тех пор их доля увеличилась, но не так, чтобы очень сильно.
«Работодатели спрашивают: зачем вы так настаиваете на росте «минималки», если ее получает незначительная группа работающих? А мы отвечаем тоже вопросом: почему вы сопротивляетесь, если эта группа столь незначительна?», - говорит Таллига и опровергает также довод оппонентов, что, якобы, рост минимальной зарплаты повышает уровень безработицы.
«В Эстонии «минималка» настолько маленькая, что ее рост вообще никак не сказывается на занятости. В этом можно убедиться, посмотрев статистику по безработице после прошлых повышений», - обращает внимание Таллига. И в совокупности все его доводы в пользу роста «минималки» кажутся очень весомыми. Но вряд ли приходится сомневаться в том, что работодатели найдут, как возразить. Понятно, что 15-процентного роста не произойдет – эта планка завышена для того, чтобы обеспечить пространство для торга, и 10-процентный рост был бы большим достижением. С другой стороны, у профсоюзов на этот раз есть серьезный сторонник – правительство, которому в преддверии выборов 2011 года будет непросто убедить население в экономических успехах, если положение самых низкооплачиваемых наемных работников не изменится, точнее, ухудшится.
Наша справка:Минимальная зарплата в Эстонии (278 евро или 4350 крон) – одна из самых низких в ЕС. По данным Eurostat, по этому показателю Эстония находится на шестом месте с конца в списке 27 стран.
Самая маленькая «минималка» - в Болгарии (123 евро или 1925 крон), несколько больше в Румынии (142 евро или 2220 крон). В Литве - 232 евро или 3630 крон, в Латвии - 254 евро или 3975 крон.
Самая высокая минимальная зарплата в Люксембурге (1638 евро или 25 600 крон), за ним - Ирландия (1462 евро или 22 800 крон).
Роман Викулов03.11.2010
www.prospekt.ee