Слухов о трагедии много. Среди конспирологических версий называли даже взрыв из-за секретной советской военной техники. Будто бы она была выкрадена и перевозилась в Швецию, и то ли взорвалась, то ли российские спецслужбы устроили теракт, чтобы не досталась Западу. Германская журналистка Ютта Рабе написала на эту тему книгу, по которой сняли художественный фильм «Балтийский шторм», а позднее шведский таможенник подтвердил, что на «Эстонии» действительно перевозили советскую военную технику, в основном электронику. Однако официальное расследование не нашло связи этого груза с катастрофой.
Версия о теракте особенно интересовала американского миллионера и политика Грега Бемиса, возможно, по антироссийским идеологическим соображениям. Он организовал экспедицию к «Эстонии», но доказательств своей версии не нашел. Однако заявил, будто в правом борту парома, на котором тот и лежит, в носовой части ниже ватерлинии должна быть пробоина. Миллионер сказал, что дыру скрывает холм намытого морем песка высотой до трех метров, который обнаружили водолазы в последний день экспедиции.
Подтвердить эту версию так и не удалось. В прошлом году правительство Эстонии приняло решение прекратить расследование гибели парома. В качестве самой вероятной причины трагедии назвали конструктивные недостатки и тяжелые погодные условия. К таким же выводам пришла Международная комиссия еще в 1997 году. Официальная версия гласит, что паром затонул из-за дефекта носовых ворот, которые не выдержали шторма и начали пропускать воду.
Место, где покоится паром, накрыли бетонным саркофагом, что привело к возникновению слухов о перевозке компонентов... ядерного оружия. Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Дания, Россия и Великобритания подписали соглашение, запрещающее проведение водолазных работ на месте трагедии.
Однако, несмотря на официальное заключение, слухи о других причинах гибели парома так и не исчезли. Вот и нынче вице-председатель эстонской парламентской комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы парома «Эстония» Эвелин Сепп заявила, будто Швеции есть что скрывать, потому что именно эта страна активнее всех высказывалась за строительство саркофага. Парламентская комиссия, правда, так и не смогла сказать ничего нового, однако депутаты считают: расследование надо продолжать. Сепп признала: Эстония присоединилась к международному договору о неприкосновенности места гибели парома, но обратила внимание, что даже в Швеции общественность, религиозные деятели выступает за продолжение расследования. Настоящие причины катастрофы на ее взгляд не установлены. «Если мы компетентны расследовать военные преступления 60-летней давности, то ни в коей мере не поздно заниматься расследованием катастрофы, произошедшей 16 лет назад», - сказал она.
У политика вызывает подозрения засекреченность материалов следствия по делу о трагедии, исчезновение некоторых документов.
Свою точку зрения на произошедшее 28 сентября 1994 года изложил редактор «Морского бюллетеня - Совфрахт» Михаил Войтенко. Он обратил внимание на то, что паром из-за плохого технического состояния вовсе не должен был выходить в море.
Кроме того, Войтенко зафиксировал ряд подозрительных действий. Он утверждает, что официально проводившая подводный осмотр группа водолазов целенаправленно, явно по заданию, искала и нашла некий «дипломат», принадлежащий человеку, известному участием в контрабандной торговле оружием. Депутат шведского парламента Ларс Ангстром дал показания о том, что есть достаточно фактов для утверждения: вооруженные силы Швеции играли главную роль в обследовании останков парома практически сразу же после его гибели, а материалы этой работы скрыли от следственной комиссии и скрывают от общественности до сих пор.
Выяснилось, что вооруженные силы Швеции использовали паром для перевозок военных грузов в течение сентября в предыдущих рейсах, однако и этот факт скрыли от комиссии. Официальной следственной комиссии были предоставлены видеосъемки корпуса затонувшего парома, сделанные 2 октября подводным роботом, то есть всего через 4 дня после гибели парома. Судя по этим съемкам, на затонувшем судне уже побывали водолазы, их особенно интересовали грузовая палуба и ходовой мостик.
Выводы Войтенко таковы. Паром был в аварийном состоянии. Именно это обстоятельство и преступная халатность, с которой выполняли свои обязанности многие чиновники морских администраций заинтересованных стран и организаций, учредивших официальную комиссию, объясняют, на его взгляд, странное поведение правительств этих стран, попытки скрыть факты от общественности.
Версию о взрывах эксперт подвергает сомнению. На его взгляд, трудности расследования, многочисленные слухи и скандалы вызваны участием парома в перевозках военных грузов. «Не будь этих грузов, уверен, расследование - объективное и отвечающее на все вопросы — давно было бы произведено», - считает он. Однако эти грузы не имеют отношения к катастрофе, уверен Войтенко. На взгляд эксперта, власти заинтересованных стран смотрят благосклонно на возню вокруг трагедии потому, что это отвлекает от главного - от истинных виновников: «Куда проще устроить из аварии «яму с мутной водой», чем честно признать свои ошибки и сделать все, чтобы в дальнейшем подобное не могло повториться».
Таллин
www.svpressa.ru