Мошенники прикрывались розовым зайчиком
Мошенники, которые ловят жертв на сайтах знакомств, спекулируют на самых светлых человеческих чувствах: повествуя о тяжело больных детях, они выманивают миллионы крон. К сожалению, расследование подобных случаев полицией продвигается не особенно хорошо.
Среднего возраста инженер Таави (имя изменено) рассказывает, как он попался на крючок мошенников. В разговоре он часто повторяет, что не понимает, как его – опытного человека с высшем образованием и кое-какими достижениями – сумели так облапошить. Он признает, что тот мошенник, который вместе с сообщником обманом выманил у него около полумиллиона крон, действительно «специалист» высшего класса. Он действовал так убедительно, что в правдивости его слов не возникло и тени подозрения.
На сцену выходит Аманда
Начало представления было многообещающим (хотя Таави тогда еще не предполагал, что это всего лишь представление). На сайте знакомств www.baltic-dating.eu он нашел данные некой 24-летней Екатерины Павловой. После краткой переписки выяснилось, что девушка заинтересована в более близком знакомстве с ним. Единственная проблема, сказала Екатерина, заключается в том, что она сейчас переживает не самые легкие времена и сначала должна решить некоторые проблемы в личной жизни.
Проблемы оказались довольно серьезными – сестра Екатерины попала в Петербурге в аварию. В результате лобового столкновения она погибла, а ее муж на всю жизнь остался инвалидом. Племянница, 8-месячная Аманда, получила сильные ожоги и попала в больницу. В австрийской больнице девочке должны были сделать несколько дорогих операций общей стоимостью 12 400-12 500 евро.
Когда добросердечный Таави заинтересовался судьбой малышки, Екатерина Павлова прислала ему по электронной почте фотографию милого ребенка, якобы своей племянницы, и банковские данные некого Калева Калдма. Павлова сказала, что Калев Калдма – ее отец, и пожертвования собираются на его имя. Только человек с каменным сердцем смог бы отказать в помощи, взглянув на фотографию ребенка с огромным розовым зайцем. Таави перевел первые пару десятков тысяч евро.
Затем Павлова сообщила, что они с отцом и Амандой уехали в Австрию, где девочка пройдет курс лечения. Поскольку все деньги, переведенные Таави, якобы будут потрачены на сложную операцию, а Павловой с Калдма будет негде жить, добросердечный Таави дополнительно перевел девушке деньги на проживание – из расчета 210 евро в сутки.
Но на этом история не закончилась – в период с 14 июля по 11 октября Павлова снова попросила у Таави денег на лечение порока сердца девочки. Если деньги не найдутся, ребенок умрет со дня на день, сообщили из Австрии. Формулировка, правда, была не такая жесткая. При этом Екатерина Павлова ежедневно предоставляла Таави детальные описания происходящего: вплоть до имен врачей и деталей операции. Таави подчеркивает, что и с медицинской точки зрения описания были крайне точные. Нужно быть хронически недоверчивым человеком, чтобы им не поверить.
Кулисами служит квартира
Итак, к октябрю 2008 года была успешно проведена операция на сердце, и Екатерина Павлова сообщила благодетелю, что собирается вернуться в Эстонию. О племяннице в дальнейшем позаботятся родственники отца малышки. Но сначала надо съездить в Петербург и продать квартиру сестры, на которую имеют виды родители отца девочки. Якобы нужно срочно оформить соответствующие договоры, чтобы двухкомнатная квартира по адресу ул. Восстания, 19 счастливо обрела новых хозяев.
Согласно присланным Павловой фотографиям, квартира находилась в большом доме советской постройки и о продаже договорились с фирмой «Невская недвижимость». Ориентировочная стоимость квартиры составляла 480 000 долларов, т. е. около 5 миллионов крон. Но для продажи квартиры необходимо было заплатить за оформление договора 5% от ее рыночной стоимости. И Таави перевел недостающие деньги. Разумеется, Екатерина обещала из денег, полученных с продажи квартиры, вернуть занятую сумму полностью – и деньги, потраченные на лечение и проживание, и стоимость оформления договора.
Когда закончились и «австрийское действие», и «петербургское действие», с 27 сентября по 11 октября последовала череда странностей. Сначала Павлова взяла у Таави номер счета – мол, вот-вот переведет деньги. Затем утверждала, что должна поехать за деньгами в Москву. 11 октября Таави в последний раз связался с девушкой, а 12 октября она должна была вернуться в Таллинн. Но не вернулась и вовсе исчезла с поля зрения.
Всего Таави в этот благотворительный проект «инвестировал» около полумиллиона крон из денег, которые он копил на покупку квартиры. Таави не оставалось ничего иного, как потребовать у администратора сайта baltic-dating всю переписку с Екатериной Павловой и передать ее полиции. Было возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества.
Разумеется, у Таави возникло подозрение, что он не единственная жертва преступников. Поискав на других сайтах знакомств девушек, соответствующих описанию Екатерины Павловой, он нашел объявление о знакомстве некой Иры Гричай. 24-летняя девушка также собирала деньги для больного ребенка. Когда Таави познакомился с ней, оказалось (вот где сюрприз!), что девушка также планировала вернуть деньги с продажи петербургской квартиры. Адрес тот же, что и у квартиры Екатерины Павловой – улица Восстания, 19.
Жертве столь крупного обмана остается лишь посочувствовать. Особенно обидно, что обманул его человек, которого он в глаза не видел, а общался с ним по электронной почте или по мобильному телефону. Таави разводит руками и говорит, что Екатерина Павлова была очень убедительна: «Я на самом деле не такой доверчивый и обычно не спешу одалживать деньги».
Девушка не просила и не требовала денег, вовсе нет. Она просто умела вызвать сочувствие. Вполне можно представить, что если бы человек не одолжил денег, его бы до конца дней преследовали муки совести, что из-за него погиб ребенок.
Розовый зайчик по-прежнему на подмостках
Таави вспоминает эпизод из истории об «австрийской клинике». На вопрос, есть ли ей где переночевать, девушка грустно ответила, что придумает что-нибудь – в приемной есть диван, на котором можно поспать. Разумеется, лишь человек с каменным сердцем поможет ребенку, но оставит его опекуна на произвол судьбы.
Павлова постоянно заверяла, что ее отец Калев Калдма, на счет которого переводились деньги, отблагодарит Таави. И так далее. Позднее выяснилось, что на «расходы на лечение племянницы» Павловой переводили деньги и другие жалостливые люди. Суммы, правда, были поменьше, но по некоторым данным, в общей сложности преступники получили несколько миллионов крон. Павлова говорила, что работает банковским служащим или администратором в отеле.
Людей продолжают использовать и по сей день. В международной социальной сети Facebook рядом с именем Калева Калдма висит фотография ребенка с розовым зайцем, подписанная на английском языке: «Помогите ребенку!!! В связи с ожогами требуется срочная операция. Просим оказать финансовую помощь». Номер расчетного счета, разумеется, указан. А фотография, между прочим, та же самая – «маленькая Аманда» с розовым зайцем, тот снимок, который прошлым летом Екатерина Павлова прислала Таави.
Руки юриста Лаури Витсута, консультирующего Таави по вопросам возврата денег, связаны: разумеется, он не может устроить слежку за мошенниками, только полиция имеет на это право. Из Пыхьяской полицейской префектуры дело было направлено на рассмотрение в Идаскую в связи с предполагаемым местом жительства Калдма. Произошло это месяц назад. В ходе следствия может выясниться немало интересных фактов: по последним данным, некоторые близкие родственники Калдма работают в полиции. Витсут считает, что с Таави и другими жертвами переписку вел не сам Калдма, а кто-то из нанятых им подставных лиц.
«Растущие экономические проблемы способствуют ощутимому росту уровня преступности, особенно это заметно в сфере преступлений против собственности, – говорит Витсут. – Случаи мошенничества все более наглые. Часто мошенники не понимают, что их деятельность наказуема. Как и в данном случае, когда в Интернете публикуется заведомо ложная просьба – уже появляется состав преступления. А если пострадавший осуществляет денежный перевод, преступление считается совершенным, доведенным до конца. Подобная деятельность квалифицируется как мошенничество».
Витсут добавляет, что правозащитные органы остаются пассивны. Как же может быть, что Калева Калдма до сих пор не арестовали? «Нельзя сказать, что в полиции работают исключительно ленивые и безответственные люди, но качество борьбы с преступностью действительно оставляет желать лучшего. В нынешней непростой экономической ситуации необходимо обратить особое внимание на защиту конституционных прав простых граждан и обеспечение безопасности общества».
Даже если не касаться юридической стороны, не стоит забывать о медвежьей услуге, оказанной всевозможным благотворительным организациям. Им придется более активно объяснять, что они занимаются по-настоящему добрыми делами.
Вируская окружная прокуратура в интересах ведущегося следствия комментировать этот материал отказалась.
Виркко Лепассалу
virkko@dzd.ee
www.dzd.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
29.04.2009 09:58