Назар Фарбер показывал мне то, что он видит ежедневно, прогуливая свою собачку. Видит, что называется, в динамике. А именно - разрушающиеся стены Нарвской крепости и бастионов, уродуемую вандалами, деревьями и ремонтниками ограду вдоль бастиона Юстиция, упадок лестницы Гана, вечный мусор на площадках, откуда открываются классические нарвские виды.
«Обратите внимание на вот те разваливающиеся участки Нарвской крепости, - указывал господин Фарбер со стороны улицы Койдула, на которой он и проживает, на крепостную стену. - Эти обрушения произошли минувшей зимой. А ведь стена простояла сотни лет и простояла бы еще столько же, если бы за ней элементарно ухаживали. Посмотрите, сколько деревьев растет буквально на стене, разрушая ее своими развивающимися ко-рнями. И абсолютно никому до этого дела нет!»
Потом мы осмотрели лестницу Гана. Которая больше уже напоминает заброшенный храм в индийских джунглях. Разве что обезьян не хватает.
Мало того, что лестницу со стороны моста из-за деревьев уже не видно (не ахти какое, конечно, архитектурное сооружение, но много ли у нас вообще архитектурных памятников, чтобы некоторые прятать?), так еще деревья и кусты густо поселились на ее стене со стороны реки, активно приближая день ее полного забвения.
Прогулялись вдоль бастиона и обнаружили еще массу деревьев на их склонах, то есть буквально в каменной кладке. Зрелище это впечатляет еще сильнее, если между делом обращать внимание на коротко постриженный газон на спуске к реке между бастионами Виктория и Юстиция. Нормативные 15 сантиметров высоты травы там налицо. И рядом торчащие из стен деревья.
Речь, собственно, о том, что своевременно очищать древние стены от растительности ну никак не сложнее, чем стричь газон, который растет со скоростью многократно меньшей, чем деревья и кусты. А вреда от этих настенных насаждений в тысячу, миллион раз больше, чем от переросшего газона.
В общем, обсудили мы с господином Фарбером все это дело, а чуть позже я прочитал, как BNS со ссылкой на «Северное побережье» сообщает, что Нарвская городская управа просит у Европейского фонда регионального развития 50 миллионов крон, которые собирается использовать или на приведение в порядок одного-двух бастионов, или на ремонт крепости.
Начинание, конечно, благое. И было бы очень славно, если бы Европа выделила нам эти средства. Но для этого еврофонду нужно показать заинтересованность Нарвы в сохранении исторических объектов, которая за деревьями на стенах не так заметна.
Все-таки странно надеяться на евромиллионы как на единственное средство для восстановления уникальных фортификационных сооружений, в то же время не желая поучаствовать в их спасении с помощью элементарных и совсем недорогостоящих мероприятий - вырубок на стенах.
Роман Викулов old.prospekt.ee