Кренгольм: Нарва теряет частицу себя
(1) 3867 0
Вчера в Нарве был небольшой мороз, умеренный ветер давал о себе знать, но не слишком сильно. Снега в городе нет, как и в большинстве других городов Эстонии. Каждое утро в 6.30 начинается работа утренней смены прядильной фабрики Кренгольма.
Здание фабрики «Кренгольм».
В течение 150 лет нарвитянки спешили на фабрику до зари и первых петухов. Через четыре месяца в конце апреля или начале мая будущего года это все уйдет в безвозвратное прошлое.
Однако нельзя сказать, что настроение торопящихся в ранний утренний час на работу сотрудников Кренгольма очень пессимистичное. У некоторых нет времени на разговор с журналистом, и они, торопясь, извиняются, так как уже через несколько минут им предстоит начать работу в цеху.
Молодым легче
Мужчины с Кренгольма, которые занимаются в основном обслуживанием машин, курят у проходной и, отвечая на вопросы, отпускают грустные шутки.
Ранний утренний час накладывает на происходящее свой отпечаток, и даже тогда, когда на душе у них тревожно накануне предстоящих сокращений, работники это скрывают. Эта утренняя озабоченность типична для многих, проработавших на Кренгольме более 20 лет.
«Разумеется, молодым легче», - с горечью сказал вчера утром на проходной Владимир Петрухин, 29 лет вкалывавший на Кренгольме.
Проходная со стеклянными дверьми и будкой охранника размечает границу двух миров, с одной стороны город, а с другой – фабрика. С одной стороны - свобода уходить и приходить, а с другой – обязанности, пот и заработанные тяжелым трудом небольшие деньги.
Новую работу найти трудно
«О закрытии фабрики разговоры идут давно, - сказал Петрухин. – По-моему, сокращенные работники получат компенсацию за четыре месяца, а потом еще четыре месяца будет сколько-то платить биржа труда. За это время я найду себе новую работу, например, на электростанции, хотя абсолютной уверенности в этом у меня нет».
Проработавшая на Кренгольме четверть века Людмила Лукина говорит, что начальство давно уже советовало ей искать новую работу.
«А где ее искать? Работники моей квалификации больше не нужны, и я сейчас даже не знаю, что мне делать», - растерянно объясняет Лукина.
После Второй мировой войны Нарва стояла в руинах. Первым делом Советский Союз восстановил фабрику. Хотя война только закончилась, но потребность в ткани, особенно для солдатских гимнастерок, была велика.
В лучшие времена, в год московской Олимпиады, на Кренгольме работало 11 032 человек. Работа была такой же тяжелой, но выполнявшие ее были в большом почете. А в обретшей независимость Эстонии Кренгольм быстро продали иностранным инвесторам.
«Очень жаль, что 150-летняя промышленность прекращает свое существование, - добавила Лукина. – Мне кажется, что наши шведские хозяева могли бы спасти и нас, и Кренгольм. Однако, к сожалению, получается так, что мы проработали здесь всю свою жизнь, но даже не заработали пенсию».
Часть нарвской самобытности
В то же время величие советских времен не было пиком успеха этой фабрики. На рубеже 19 и 20 веков Кренгольм с более чем 5000 рабочих был крупнейшим промышленным предприятием не только в России, но и Европе и целом мире.
«Куда идти работать после сокращения? - задала вчера утром риторический вопрос проработавшая на фабрике 26 лет Галина Бурлакова, начиная очередной рабочий день. – Очевидно только в магазин, другой работы не найти. Сейчас можно надеяться только на себя, никто другой не поможет. С этой специальностью ни в Нарве, ни в Эстонии, пожалуй, больше нечего делать».
Директор Нарвского музея Андрес Тооде сказал, что после разрушительной войны Нарва выглядела как фантастический город амазонок. Из России в разрушенный во время войны до основания город привезли рабочую силу, нарушив тем самым демографический баланс. К настоящему времени количество мужчин в городе восстановилось, но на праздниках для пенсионеров партнера для танца найти непросто.
Однако нарвитянки сохраняют преданность своей фабрике. «Хорошо хоть, что Кренгольм не закрывают полностью. Надеемся, кто-нибудь сможет продолжить здесь свою работу», - сказала Бурлакова.
В то же время Нарва никогда не была монофунциональным поселением. Предприятие повысило значимость города, но Нарва выжила бы и без фабрики.
«Закрытие Кренгольма, являвшегося 150 лет частью нарвской самобытности - очень печальная новость, - считает Андрес Тооде. – Грустно наблюдать со стороны за закрытием Кренгольма, но существует много горьких неизбежностей».
Мнение
Людмила Лукина,
25 лет проработала на ткацкой и прядильной фабрике
Мне кажется, что наши шведские хозяева могли бы спасти и нас, и Кренгольм. Однако, к сожалению, получается так, что мы проработали здесь всю свою жизнь, но даже не заработали пенсию.
Олег Андреев,
28 лет проработал на ткацкой и прядильной фабрике
Нам есть, куда идти. В этом смысле мужчинам легче, чем женщинам. Можем пойти на электростанцию или какую-нибудь фирму, а куда пойдут женщины со своей специальностью? Ясно, что им будет трудно найти новую работу.
Людмила Дубинина,
27 лет в текстильной промышленности
При желании можно найти работу. Мэрия занимается сокращенными в этом году с Кренгольма – для них запущен проект. Девушки, работавшие у нас, довольны проектом, они смогут обучиться новой специальности и найти новую работу. Город даже заплатит что-то работодателям, которые примут на работу сокращенных с Кренгольма.
150-летний Кренгольм
u2022 30 апреля (12 мая) 1857 года на острове Кренгольм был заложен краеугольный камень прядильно-ткацкой хлопчатобумажной фабрики, которая по местоположению была названа Кренгольмской Мануфактурой. Текстильную промышленность основали московские предприниматели. К 1870 году был построен новый производственный комплекс, в который вошли Старая Прядильная фабрика, Старая Ткацкая фабрика и Новая Прядильная фабрика. В 1890-е годы в него дополнительно вошли Прядильные фабрики Йоала и Георга.
u2022 Кренгольмская Мануфактура росла, развивалась и совершенствовалась год от года, становясь одним из крупнейших в мире текстильных предприятий, которое достигло своего пика к 1914 году.
Положение изменило Первая мировая война, упадок нарвского промышленного предприятия продолжился и после 1918 года. Если в 1913 году на предприятии работало 10 200 человек, то в 1921 году – только 1400 человек.
u2022 В 1940 году Кренгольмская Мануфактура была национализирована. Как и Нарва, рабочий поселок Кренгольма тяжело пострадал во II мировой войне. Советский период в истории предприятия связан с развитием крупной промышленности. В период 1944–1967 гг. были восстановлены все производственные корпуса, построена заново Прядильная фабрика Георга и открыта Отделочная фабрика. В 1980- годы продукция экспортировалась в 22 государства и снабжала большую часть внутреннего рынка Советского Союза. К 1980 году количество работников предприятия выросло до 11 032 человек.
u2022В 1992 году владельцем предприятия стало АО Kreenholmi Manufaktuur. В очередной раз закрылся российский рынок, количество промышленной продукции снизилось, а число работников сократилось.
Руководство предприятия пыталось переориентироваться в новых условиях. Так, в 1992 году была открыта швейная фабрика. С 1 января 1995 года Кренгольмскую Мануфактуру приватизировала шведская фирма Boras Wa"fer и создала АО Kreenholm Holding.
Деятельность предприятия в настоящее время охватывает широкий спектр – от обработки хлопка до готовой продукции. Продукция реализуется как на внутреннем рынке, так и в Европе.
http://rus.postimees.ee/151207/glavnaja/estonija/27015_2.php
Нарва
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
16.12.2007 23:15